Больше рецензий

1 мая 2023 г. 21:58

398

5 Турция, которую мы не знаем. Античные страсти на берегах Босфора

Орхан Памук очень интересный и вместе с тем довольно вторичный автор. Вторичный, поскольку блестяще овладел приемами других успешных писателей, прежде всего Борхеса, но я бы назвал в числе его предшественников Стендаля, Голсуорси и некоторых других европейских авторов. От каждый строчки романов Памука веет начитанностью. Ты постоянно погружаешься то в магический реализм, то в натурализм, то в психологизм русского романа и даже в нуар рассказов Эдгара По.

Интересен нобелевский лауреат Орхан Памук, прежде всего, анализом турецкого менталитета, отстраивающегося и вместе с тем тяготеющего к европейской цивилизации. Пограничная – на стыке культур и континентов – Турция как бы пишет рукой Орхана и рассказывает о своих сомнениях, страхах и потаенных страстях. В силу своего воспитания и образования, острого чувства культурного конфликта внутри образованного слоя Турции, писатель блестяще передает тайную тоску, разрыв между мечтами человека и реальностью, трагическую разницу его внутреннего мира и окружения. Во всех этих описаниях ключевое – непонятость, невозможность себя высказать, поступить так, как велит сердце или подсказывает разум.

Каждый из героев страдает от невозможности оторваться от традиционных ценностей Востока и вечным тяготением к Европе – иному цивилизационному восприятию любви, личности, счастья, жизни и смерти.

Все достижения магического реализма – множественность тропинок в сюжете, взгляд на происходящее разных персонажей, разрыв между описываемыми событиями и внутренним состоянием героев – в книге «Дом тишины» используются для того, чтобы построить вполне себе качественный психологический роман. За каждым монологом (все главы романа – это последовательный взгляд на одни и те же события нескольких членов одной семьи) скрывается экзистенциальная невозможность адекватно высказаться о том, что волнует каждого из героев.

О каких бы тайнах не рассказывал «Дом тишины», все внутренние пружины его сюжета ведут к одному неизбежному концу, к смерти. И уж извините, наверное, многим читателям старая Фатьма кажется воплощением дремучей Турции, да и просто ведьмой, но именно эта 90-летняя старуха сохраняет детскость и непосредственность, ближе других подходит к тайне человеческой жизни. В силу возраста и в силу желания автора. И в силу этого авторского волюнтаризма, умирает не старуха. Умирает персонаж, который меньше других осознает свои поступки и мотивы окружающих, и о котором мы знаем меньше, чем о других. Может быть поэтому потеря и не так болезненна, хотя она и выносит финал истории за границы повествования.

Размышления, на которые меня подтолкнул "Дом тишины", касаются заклятия Османской империи, покорившей самую долго жившую цивилизацию начальных и средних веков – Византию. Упиваясь победой, турки не до конца поняли, какое наследие в камнях разрушенных дворцов и храмов, в менталитете они взяли себе в управление. Даже сейчас в 21-м веке, вновь пытаясь сделать из храма Святой Софии главную национальную мечеть, они пытаются совладать с этим своим давнишним приобретением – обветшалым христианизированным наследием Римской империи. Об этих событиях нет речи в романе, но тема столкновения Востока и Запада, как тема Босфора, все время присутствует в произведениях Памука.

Мятущееся между исламом и христианством, историей и современностью, деперсонализацией и индивидуальностью, подлинным и отраженным, человеческое сознание становится главным героем, главной проблемой и важнейшей темой произведений Орхана Памука. И уж точно романа «Дом тишины».
Читайте это произведение – нелегкое, но местами доставляющее искреннее удовольствие. В нем сочетается сюжет небольшого рассказа о неудавшихся летних каникулах с эпическим размахом страстей и фатумом, прорезающим несколько поколений одной турецкой семьи.

Лично я читал долго, со смаком, возвращаясь к описаниям и диалогам, перебирая детали сюжета и с восторгом окунаясь в новые его повороты.