Больше рецензий

30 апреля 2023 г. 16:06

1K

0 Бог создал Арракис для укрепления верных

«Помнишь... Ты же помнишь:
Ты был гордым мудрым вождём,
Помнишь, ты ведь помнишь,
Как вошли солдаты в твой дом...
Ты встречал рассвет среди выжженных скал.
Время шло, и вот — час расплаты настал».
Ария

Короткий вариант рецензии выглядит так: «Дюна» еб//шая! Читайте «Дюну»!

Подумав немного, выдала несколько более внятных аргументов, но за всем этим стоит пункт первый.

В «Дюне» будущее перевёрнуто с ног на голову. В 10 000-м году никакой всеобщей демократии и просвещения, вас ждёт back to feodalizm на арабский манер. Правит Падишах-Император, его окружают Высокие Дома аристократов, прошаренные монахини и разнообразные гильдии. Технический прогресс выражается в космолётах и силовых щитах — умные машины после местного Великого Джихада запрещены (видимо, роботы и ЭВМ в их мире в какой-то момент забыли законы робототехники Азимова), их место заняли ментаты (тщательным образом обученные люди-аналитики, способные просчитывать развитие событий). Никаких социальных лифтов: кастовая система, жёсткий протокол, право сильного (если ты не мессия, конечно, если мессия, то всё можно).

В «Дюне» сюжет перевёрнут с ног на голову. С первой страницы читателю говорят: дом Атрейдесов падёт в междоусобной войне с домом Харконненов, герцог погибнет, войска его будут рассеяны, сын тоже вроде кончится, мы пока точно не знаем. Меж тем герцог жив-здоров, организует перелёт своего большого хозяйства на другую планету, которой ему предстоит править, воспитывает сына и заботится о людях. Ждать, пока пророчество свершится, надо две сотни страниц, густо напичканных интригами, взаимными манёврами, предательствами и прочей большой политикой большой галактики.

В «Дюне» экология перевёрнута с ног на голову. Новое владение Атрейдесов — планета-пустыня Арракис, жить на ней так тяжело, что предыдущие правители забили болт и просто выкачивают необходимую империи Пряность, поддерживают количество людей, необходимое для работы и обслуживания, а местные не надеются на лучшее. Всё здесь измеряется в воде, потому что вода — это жизнь. Потом приходят Атрейдесы в белом и с умением слушать тех, кем правят, и узнают, что тут не только они с великой целью.

В глубине пустыни живёт отдельный народ — фримены, в отличие от городских, коптящих небо, они закалены окружающей действительностью, жестоки, выносливы, мыслят не нуждами отдельных людей, но нуждами племени (общины сиетча), и шире — нуждами планеты. А ещё мечтой: превратить Арракис в цветущий сад. Но не только лишь мечтают, а, кажется, что-то делают, но никто точно не знает — они неприветливые и у них острые ножи.

В «Дюне» религия перевёрнута с ног на голову. Наследник павшего герцогского дома попадает в среду, подготовленную для появления мессии, и вообще не стесняется этим пользоваться. Механизм буквально создания бога в книге прописан скрупулёзно и последовательно. В личности Пауля Атрейдеса сошлось много необычных для его мира и времени нитей: отец — лидер местного дворянского собрания и оппозиции императору учил сына противостоять самому чёрту (и императору), мать — член одного из самых сильных женских орденов галактики передала многие запрещённые знания. Ну и закрепила эффект местная плохая экология, создав из мальчика мегамозг.

В «Дюне» время перевёрнуто с ног на голову. Получивший невероятные способности, Пауль ловит приходы, путается во времени и страшится своего предназначения. Раз за разом распутывая временные дорожки в своей голове, он проходит по разным вероятностям и иногда теряется в них. Потом пытается сопоставить с видениями реальность, но что-то постоянно идёт не так.

И что, Женя, прям всё прекрасно в твоей «Дюне»? Нет, нет, нет. Она написана в шестидесятых, а потому сейчас может огрести от всех подряд: от оскорблённых чем-нибудь верующих, от защитников детей от наркотиков (в центре сюжета планета, на которой растёт самая нужная в галактике травка), от феминисток (женщины в сюжете продолжают удачные генетические линии и максимум занимают религиозные посты), от поборников штампов (все злодеи как на подбор предаются порокам, а те, что в белом, полны аскезы и самоотречения).

В центре сюжета Мальчик-который-сможет. И ты знаешь, что он сможет, и он знает, что он сможет, и люди вокруг склоняются к том, что он сможет, но в какой-то момент вопрос уже не в этом, а в том, как он сможет (и сможет ли остаться живым, потому что мессии таковым быть совсем необязательно). Иногда этот мальчик подбешивает, особенно в моменты первых пробуждений его способностей. Да и его видения будущего иногда хочется окрестить читерством, но тогда это читерство со стилем.

Женя, ты рассказала нам весь сюжет, зачем читать, скажете вы. Ну, во-первых, не весь, а только по верхам. Во-вторых, его вам так же расскажет «злостная спойлерщица» (фантлаб, ну ты даёшь) принцесса Ирулан почти в самом начале. В-третьих, если вы полюбите «Дюну», то вряд ли целиком за сюжет. Может, за миллион идей и поводов для размышления, может, за очаровательных персонажей (нет, Шаламе, не ты), за пассионарность фрименов или за красоты Арракиса — или за всё сразу.

Спасибо katybau  за совет. Без него я бы ещё десятилетие просто лежала в сторону этой книги.