Больше рецензий

29 апреля 2023 г. 16:21

123

5 Спойлер мое сердце остановилось, мое сердце замерло

«Вторжение» Марго Гритт — это сборник рассказов, который хочется добавить в заметку телефона с названием  «прочитать еще раз». Некоторые рассказы я перечитывала друзьям и родственникам в Саратове. Вслух. 

Я люблю романы и повести, рассказы в последнее время читаю все реже, но не удержалась перед книжкой выпускницы магистратуры — и не жалею. Теперь есть, что посоветовать друзьям, когда просят «а скажи, что почитать — только коротенького, и чтобы было и грустно, и смешно». У Марго Гритт именно так — и смешное («Ибо мысли слышны на небе»), и грустное («Вторжение»), и вселяющее страх и ужас («Электрический балет», «Птицефабрика»). И главное — не хочешь читать все сразу, прочитай рассказ. А завтра — еще один. Потому что не сможешь удержаться перед следующим. Все рассказы, кстати, в разных жанрах, но стиль автора не утаить. Книга в целом выглядит, как писательский эксперимент: могу ли я так? — спрашивает Марго Гритт, и да, может. В любом жанре.

Название рассказа, вынесенного в заглавие, можно рассматривать по-разному. Я стала пытаться разгадать эту шараду, и получилось, что вторжение проявляется на каждом из уровней текста: это вторжение не только людей и событий, но скорее — неконтролируемых чувств в жизни героев, основное из которых — любовь. К себе, к своему делу, к близким, да и просто любовь между двумя людьми. Вторжение — это и трансформация любви в связи с событиями — в ненависть, в боль и как итог — какой-то выбор, как правило, вынужденный. Потому большинство рассказов полны гнетущей атмосферы, которая с самого начала намекает, что выйдут герои из конфликта другими, и не все — останутся в живых. Именно эта атмосфера объединяет все рассказы без исключения. Даже в доброй истории про девочку, бабушку, бассейн и Пасху — торчат уши белого зайца из финальной повести (в рассказе есть нешуточный конфликт, и мы выходим из текста на этапе, когда все объявили друг другу перемирие, но как будет дальше жить эта семья и эта девочка — мы можем только догадываться). Кстати, белый заяц в темном парке аттракционов — и есть концентрация всех темных, теневых образов сборника. Эти образы и стиль автора — тот самый объединяющий мотив, в котором не встретишь чужеродного слова или ненужной метафоры. Все они к месту, разложены в нужном порядке и в нужное время. Передышка у читателя тоже будет:  жанры и характеры чередуются, не дают заскучать. 

Финальная повесть «Чертово колесо» убедила меня окончательно — я держу в руках книгу, мало напоминающую дебют. Марго Гритт — сформированный автор, который точно знает, где она использует художественный прием и зачем. В «Чертовом колесе» очень ясно прослеживается, как тонко писательница работает со временем — флешбэки героини незримо, почти бесшовно сплетаются с ее настоящим, что делает текст динамичнее, а саму Варвару (главную героиню повести) — живой. Да и если честно, все герои Марго Гритт порой выглядят «выпуклее» реальных  людей — прямо как статуи в рассказе «Руками не трогать». Статуи обретают телесность, ту самую, которой лишены слепые люди, населяющие антиутопичный мир рассказа. Поэтому музей и его обитателей жальче, чем слепых. 

Ну а про музыкальную составляющую повести «Чертово колесо» я вообще молчу. Каждая вторая песня начинала играть в голове. И это даже не честно, потому что именно в такие моменты я понимала что… мое сердце остановилось, мое сердце замерло (см. последнюю главу повести). 


Однозначно — читать.


p.s. И чуть не забыла. Мои фавориты: «Ибо мысли слышны на небе», «Электрический балет» и «Чертово колесо».


телеграм-канал