Больше рецензий

29 апреля 2023 г. 12:30

1K

4.5 «Женщинами не рождаются, а становятся». (с)

⠀⠀⠀Всё время кружила вокруг книги «Второй пол» Симоны де Бовуар, но всё никак не решалась приступить к чтению. И случайное движение предрешило судьбу, и я взялась за «Второй пол». Общие представления о книге у меня были ещё до самого чтения — и это неудивительно. Если вы интересуетесь правами женщин и феминизмом, если хотите узнать историю становления женского движения, то без С. де Бовуар никуда. Её книга — это монументальная книга о женщине. Её труд поразил меня — так масштабно, глубоко, аналитически. Я не ожидала, что будет именно такой масштаб с таким количеством интересных размышлений. Но стоит отметить сразу: читать практически невыносимо — долго, муторно и часто пробираешься через тернии к настоящей жиле. Но обо всём по порядку.
О чём эта книга?
«Сегодня сражение между мужчиной и женщиной приобретает другие формы; женщина уже не стремится завлечь мужчину в свою тюрьму и там его удержать, она сама хочет сбежать из этой тюрьмы».
⠀⠀⠀Прежде всего, необходимо немного рассказать об авторке. Симона де Бовуар (1908–1986 гг.) — известная выдающаяся французская писательница, мыслительница и идеолог феминистского движения. Её причисляют к представителям экзистенциальной философии. Помимо её профессиональной жизни, она довольно часто приковывала внимание окружающих к себе самой: чего стоит партнёрство с Жан-Полем Сартром (отдельная интересная история их необычного союза!). Впервые фрагменты «Второго пола» появляются в ежемесячном литературно-политическом журнале «Les Temps Modernes» (основан, кстати, совместно с Ж.-П. Сартром). Но книга была опубликована в 1949 году: тиражи скупались мгновенно, книга переводилась на многие языки мира, а труд стали называть Библией феминизма (второй волны). Пока женщины восхищались её трудом, нередко мужчины-современники подвергали критике труд С. Де Бовуар. Книга даже была внесена в Индекс запрещённых книг (список Ватикана), т. к. многие темы в книге в то время оставались табуированными, а С. Де Бовуар ступила на такую опасную почву, где религия властвовала много лет. Многие тезисы, выдвигаемые в томах «Второго пол», станут распространёнными, особенно фраза: «Женщинами не рождаются, а становятся». Так о чём же эта книга, которая вызывала такой резонанс?
«Именно в существующем мире человеку надлежит добиться торжества царства свободы; и чтобы одержать эту высшую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз».
⠀⠀⠀Книга состоит из двух томов: «Факты и мифы» и «Жизнь женщины». В первом томе, в первой части, делается попытка проанализировать разные науки на предмет разницы между полами. Например, «Данные биологии» — взаимоотношения между сперматозоидом и яйцеклеткой, физиология мужчин и женщин. И здесь Бовуар не находит никакой причины принижать женщину (даже из-за разницы мускульной силы). Затем также анализируется область психоанализа (особенно З. Фрейд и А. Адлер): нередко Бовуар отмечает, что Фрейд, к примеру, никогда не пытался понять женское начало, уделяя внимание мужскому превосходству. И напоследок «Точка зрения исторического материализма», где авторка затрагивает теорию Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), и тут также нет никаких оснований хоть как-то принижать женщину.
«Ни их формулы, ни анатомические особенности не определяют самку человека как таковую. От самца ее отличает функциональное развитие».
⠀⠀⠀Во второй части Бовуар затрагивает историческую плоскость. Здесь она исследует разные исторические эпохи на предмет изменения положения женщин и мужчин. Например, говоря про первобытное время, Бовуар отмечает, что главная идеологическая революция состоял в переходе от родства по материнской линии к агнации (родству по мужской линии). При этом Бовуар также рассматривает разные общества и миры: «Когда семья и честно собственность делаются безусловными основами обществ, отчуждение женщины становится полным. Именно это произошло в мусульманском мире» (но подчёркивает, что в Египте положение женщины было лучше). И в каждой эпохе мы видим, как женщин остаётся прикованной к чему угодно: к своему телу, к репродуктивной функции, к семье и т. д. Что же помогло женщине хоть как-то улучшить своё положение? Улучшение произошло вследствие появления возможности участвовать в производстве и быть свободной от «рабств деторождения». В этой же части Бовуар затрагивает историю становления феминистского движения (особенно отмечая Швецию и СССР), в т. ч. критикует Кодекс Наполеона, который затормозил эмансипацию во Франции. И Бовуар затрагивает два тезиса антифеминистов: женщины не создавали что-то великое, и положение не мешало женскому расцвету. Но это не оправдывает никакой дискриминации. Даже Пулен де ля Барр, Стюарт Милль и Стендаль отмечали, что у женщины не было возможности никогда и нигде.
«Выдуманные мужчинами религии отражают эту волю к господству: их оружием стали легенды о Еве, о Пандоре. Как явствует из приведенных нами цитат Аристотеля и Фомы Аквинского, они поставили себе на службу философию и теологию».
⠀⠀⠀Третья часть повествует нам о мифах и «разочарованиях»: Бовуар пишет о менструации, девственности, сексуальности, проституции, материнстве, замужестве. Сколько мифов существовало (и существует) о менструации: «из-за их месячных опиум сворачивается и становится горьким», «не получится майонез во время женского недомогания», «сидр не забродит». Если женщина так может и так влияет н окружающую среду, значит он более великая и сильная — или как это работает? Также Бовуар описывает коллективные мифы на основе Монтерлана, Д.Г. Лоуренса, Клоделя, Бретона, Стендаля. Первый, к примеру, считал, что женщин — низшее существо, он должна быть презренной (бедный, как же его обидели, у него даже мать — это враг), а Бретон думает, что женщина — это «возмущающий спокойствие элемент». «Для каждого из них идеальной женщиной будет та, что точнее всего воплотит в себе Другого, способного открыть мужчине его самого», — подводит итог Бовуар.
«Для всех страдающих комплексом неполноценности это просто чудотворный бальзам: никто не относится к женщинам более надменно, агрессивно или презрительно, чем мужчина, не уверенный в своей мужественности».
⠀⠀⠀Ну и второй том — «Жизнь женщины», о котором можно более кратко. В целом том повествует о разных периодах становления и жизни женщины: детство, девушка, приобщение к тайнам секса, лесбиянка (она не считает это роковым проклятьем). Также описывается положение женщины в обществе: например, здесь мы видим негативное отношение Бовуар к браку.
«Как бы мужчина ни симпатизировал женщине, он никогда до конца не понимает ее конкретной ситуации. Так что не стоит верить мужчинам, когда они пытаются отстаивать привилегии, даже не осознавая их масштаба. Мы не дадим себя запугать множеством ожесточенных нападок на женский пол».
⠀⠀⠀В целом книга отвечает на самый главный вопрос — «Что такое женщина»? Дуализм полов появился очень давно, и он продолжается до сих пор. Возможно, сегодня подобное намного интенсивнее за счёт технологий. Бовуар начинает от распространённой мысли (которая актуальна, увы, и сейчас): «Женщина предстаёт отрицательным началом, причём любое свойство вменяется ей как ограничение, без обоюдности». Так думали и Аристотель («Самка является самкой в силу отсутствия определенных качеств»), и Фома Аквинский («Женщина — это неудавшийся мужчина»), и Жюль Мишле («Женщина существо относительное»), и Гиппократ (Выделял два вида семени —слабое, или женское, и сильное, мужское), и Гегель (Считал, что два пол должны быть различны: один будет активным (мужчины), другой пассивным (женщины)), и Пифагор (считал женщину злым началом), и многие другие. «Женщины — это не только не раса и даже не половина расы, но всего лишь подвид, предназначенный исключительно для размножения» (1888 г.). Также Бовуар глобально описывает, почему и как пришли к угнетению женщин (спойлер — объективных причин нет), как менялась женщина и её роль в мире, что помогло ослабить хватку патриархата.
«Как женщина узнает о своем положении, как она его переживает, в каком мире она заперта и какие возможности из него вырваться для нее открыты — это я и попытаюсь описать. Только тогда мы сможем понять, какие проблемы стоят перед женщинами, стремящимися, несмотря на тяжелое прошлое, создать себе новое будущее».
⠀⠀⠀Книга читается крайне непросто: как минимум сложный синтаксис. Плюс, сама по себе книга не маленькая: два тома по несколько частей с подробным изложением идей, исторических эпох и описаний жизни женщины. Но при этом книга очаровывает своей монументальностью, масштабом и силой. Буквально чувствуешь идейную составляющую Бовуар, которая проникает в тебя. Было грустно замечать, что многое, описанное Бовуар, актуально и сегодня — может, и в меньшем виде, но всё же. Те же стереотипы о менструации, привязка женщины к телу и деторождению (часики тикают, удел женщины — рожать), внутренние конфликты между женщинами (внутренняя мизогиния всё ещё сильна) и многое другое. И хочется, как и Бовуар, надеется, что в будущем мы увидим совершенно другое положение.
Выводы:
⠀⠀⠀Книга действительно вызывала резонанс и стала отправной точкой второй волны феминизма, затронув табуированные темы для многих. Даже французская мораль, которая нередко оспаривается мыслительницей, подвергается жёсткой критике. И он получает обратную связь: многие из французского общества были обеспокоены, что распространение равенства на семью может навредить. Например, про аборты и рождение детей Бовуар пишет в 1949 г., а легализируют контрацепцию во Франции только в 1967 г. (и то было очень строго). Кроме того, считается, что именно фраза «Женщинами не рождаются, а становятся» помогла разделять гендер и пол. Эта книга — настоящий кладезь теорий, мыслей и воззрений совершенно разных людей. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Если вы интересуетесь историей феминизма, это книга must read! Но я бы советовала её всем, потому что проблем касается всех, не только женщин.