Больше рецензий

17 февраля 2014 г. 19:13

557

Книга Владимира Козлова «Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть» вызвала у меня амбивалентные чувства и впечатления. С одной стороны, я, конечно, понимаю, что эта информация полезна не только бизнесменам, регулярно участвующим в деловых переговорах, но и любому другому человеку не зависимо от рода деятельности в обычной повседневной жизни. Но все-таки правила поведения, предложенные здесь, имеют свою специфику, характерную именно для делового общения, а это только одна сфера жизни, и если пытаться руководствоваться этими правилами постоянно, то придется находиться в постоянном напряжении, ждать каждую минуту подвоха и все время быть готовым отражать нападения и попытки манипулировать. Складывается впечатление, что все это в итоге разовьет паранойю.
Например, автор книги пишет: "Состояние победы, состояние азарта – это самое слабое, самое незащищенное наше состояние, особенно в жестких переговорах. Состояние победы и состояние азарта – это те моменты, когда имеет смысл включать все свои защитные механизмы". Безусловно, это интересная и полезная информация, но если каждый раз в случае какой-либо победы сосредотачиваться на защите и ожидании подвоха, то чего тогда стоят эти победы?
В итоге складывается впечатление, что общий посыл этой книги противоположен основной идее предыдущей книги, о которой я писала - «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Эверетт Шостром (обе эти книги мы читали по психологии бизнеса в универе). Довольно сложно сочетать искренность, конгруэнтность и спонтанность, свойственные актуализаторам, с постоянной бдительностью, осторожностью, сдерживанием эмоций и маскировкой своих истинных целей и желаний.
Выходит, что актуализатор в принципе не может вести жесткие переговоры, так как он тут же выдаст свою точку нужды, станет объектом манипуляций партнера и т. д. И если модель поведения актуализатора, предложенная в первой книге, кажется более близкой к обретению психического и психологического здоровья, то модель поведения второй, скорее, приведет к выживанию в социуме вообще и вряд ли благотворно скажется на психологическом здоровье. Сложно сказать, к какой из них я склоняюсь.
А если говорить более конкретно о книге, то мне кажется, что в ней дается достаточно интересная и ценная именно для практической деятельности информация, но всю ее сложно удержать в голове после одного прочтения, а лучше отрабатывать на практике. Я знаю, что автор книги сам занимается проведение тренингов на тему ведения деловых переговоров. Вероятно, эта его деятельность и предшествовала написанию книги, которая была создана уже для тех, кто не может поучаствовать в тренинге.
Похоже, что Козлов – хороший ведущий тренингов и, скорее, практик, чем теоретик, поэтому мне его стиль изложения не очень понравился. Я не люблю, когда книгам придают такую слишком популярную форму – с картинками, множеством анекдотов и использованием жаргонных слов, вроде «отжать», «разводка», «прессовать» и т. д.