Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

16 февраля 2014 г. 18:14

99

4

Какие чудесные идеи могут спонтанно посетить голову! Как здесь - взяла и пришла людям мысль взять и наложить небесный рисунок из звезд, изображающий на темном фоне ночи Большую медведицу, на карту земной Европы, чтобы таким неординарным способом наметить маршрут для путешествия. Это просто очаровательно. И весьма ценно - ну разве кто-нибудь в здравом уме решится включить в свой отдых от родины заграничные, но никому не известные, деревеньки и городки? Вряд ли. А между тем, в таких местечках можно встретить уйму тайн, легенд, милых суеверий и интересных историй. Ну сами посудите, где им ещё прятаться, как не в таких малолюдных уголках земного шара, куда редко забредают путешественники? Зато можно таких редких гостей долго подкарауливать и, дождавшись момента, вывалить на них все интересности и загадки сразу. Как ушат холодной воды на голову. То-то они удивлены будут.

Но вернемся к книге. Итак, что же может нас ожидать в этом книжном путешествии? Узнаем в дороге. Включаем воображение, присоединяемся к попутчику и - в путь! А попутчик-то у нас сам Макс Фрай - известный сказочник и большой любитель кофе, так что я уже морально готова к тому, что кофейный запах будет сопровождать меня всю "поездку". А ещё предвкушение, ведь я помню, каков Фрай как рассказчик - великолепный.

Фрай остается Фраем. Вместо реального мы получаем чудесные рассказы "из воздуха", которые могли бы быть навеяны атмосферой тех мест, где мог бы побывать автор, не будь это путешествие вымышленным. Ведь у каждого городка, поселка или деревни есть свой собственный дух, свойственный исключительно этому месту. Да что там про весь город говорить, если даже у отдельных улочек и площадей существует своя жизнь, свой ритм и свое настроение. Поэтому и рассказы абсолютно разные, хоть и выдержанны в одном фраевском стиле. И куда же без загадок! Нет, без них Макс не обходится никогда. В нашей обыденности этих тайн и волшебства постоянно не хватает. Именно по этой причине и находят своих читателей книги Фрая, в которых, если говорить честно, всегда один и тот же набор составляющих. Но в данном случае это вовсе не минус. Книги Фрая берутся в руки не для того, чтобы задать работу уму, а с точностью до наоборот - дать ему отдохнуть, расслабиться, запустив на полную воображение. У Фрая хорошо получается рисовать словами, поэтому и картинки того "кино", что создает фантазия перед глазами, продвигаясь вперед по напечатанным строчкам от страницы к странице, получаются яркими и полностью заполненными. Таков язык этого автора - очень красочный, практически разговорный, будто не текст читаешь, а слушаешь собеседника, который рассказывает увлекательные истории, пытаясь скоротать время в дороге. И даже ловишь себя на мысли, что веришь в то, что все это - самая настоящая правда. Что так и было. Что это путешествие состоялось наяву, а не только в изобретательном воображении автора.

Это уже давно стало традицией: приезжая в незнакомый город, я записываю первое более-менее яркое впечатление; получается, можно сказать, новая «Книга чудес», потому что нет ничего причудливей, чем фрагмент правды, насильственно извлеченный рассказчиком из пестрой мозаики бытия и снабженный наивным комментарием озадаченного, но не утратившего вкуса к построению умозаключений инопланетянина. Как почти все, что я делаю, эти заметки не нужны и не интересны никому, кроме меня самого.

Неправда. Эти заметки интересны не только Вам, уважаемый автор.

Прочитано в рамках 13-го тура игры "Открытая книга".

Ветка комментариев


Только описания и никакой работы для ума? И никаких умозаключений и исторических аналогий? Описатель мест - это мистер Фрай?


Я имела в виду то, что на книгах Фрая отдыхаешь. Естественно, там есть над чем задуматься, там есть своя философия, там есть та самая сказка, из которой в любом случае делаются выводы. И эти хэппи-энды, конечно, не случайны. Светлана лично мне всегда в своих произведениях напоминает, что мы получем то, во что верим. И даже наш вечный скептик, который рождается в нас для "коммуникации с миром", не может помешать. Такая хорошая жизнеутверждающая философия.
В этой книге исторических аналогий было мало. Это не серия про Ехо и не "Мой Рагнарек", где переплелись и история, и мифы.
Описатель мест? Нет. Фрай очень хорошо умеет описывать места, но не в этом дело. Может я не слишком удачно описала свои впечатления, но я имела в виду не картинки мест, а тот спектакль, который возникает в воображении, как короткометражное кино. Как в "Сказках старого Вильнюса", так и здесь, в "Большой телеге".


Думаю, что я всё понял.