Больше рецензий

EsperanzaN

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2023 г. 21:02

1K

4

Знаковые классические произведения - "Идиот" несомненно принадлежит к их числу - интересно читать по двум причинам. Первая - собственно сам роман, вторая - многочисленные впечатления прочитавших.
И как же не дополнить эти впечатления своим?

Я считаю, что понять ФедорМихалыча и его творенье через 150 с лишним лет полностью так, как он его задумывал задача трудно решаема. Хоть и бытует мнение о том, что классика актуальна всегда, и "вот уже ...лет прошло, а все так же животрепещуще ", но нет, далеко не также.
Половина ситуаций в "Идиоте" совершенно невозможна в контексте 20-21 века, и даже самые главные почитатели, я уверена, видят в них совсем не то, что изначально задумывалось.

Впрочем, две основные мысли - реинкарнация Христа и особый путь России - вечно неизбывные темы. Первая - уже более 2 000 лет, вторая - лет 200, после победы 1812 года. И если первая - хоть и не новаторская, но удивительно свежая и интересная в этом исполнении, то вторая кажется мне здесь очень неловкой.

Достоевский писал роман, находясь за границей, что сыграло свою роль - тема русской исключительности в "Идиоте" как-то очень выпячивается, да и заканчивается роман на этой ноте.
Но так уж повелось, что начиная с 19 века и по сей день российские деятели разной величины и талантов пытаются встать на табуретку и возвестить насколько мы распрекрасней их (запада то бишь) и великолепней в чем-то . Не просто хороши, а именно лучше-первее-духовнее и душу нашу только мы сами понять и можем. Ну да -ну да, видимо доля наша такая - только собственную душу и понимать и вариться-вариться в собственном душевном котле - благо территория и количество народу позволяет. Забавно, что при этом ораторы не видят очевидного противоречия - в положении постоянного сравнения нет самодостаточности, а значит и доказать этим сравнением можно только обратное. Как Ипполит Терентьев с его опусом. Кстати, Ипполит - самый неприятный персонаж для меня, и самый несчастный, да.

В остальном "Идиот" почти прекрасен. Почти - потому что ФедорМихалыч все же немножко графоман и множко морализатор. А я не большой любитель романов, про которые можно сказать "чему нас учит эта книга". Я, конечно, понимаю, где еще писателю-философу 19 века рассказать о своих взглядах на жизнь (не в газетной колонке же) но предпочитаю более тонкие, не такие категоричные высказывания.

Герои - отличные, включая князя Мышкина - человека доброго, честного, прекраснодушного настолько, что порой он выглядит почти бесчеловечно. Жалость заменяет любовь, честность отменяет такт и иногда милосердие, а само милосердие порой настолько широко и беспричинно, что теряет ценность. Мышкин - очень-очень классный персонаж - сложный, интересный, амбивалентный.
Надо сказать, в отличие от своего прообраза, князь губит себя сам. Нет гонителей, хулителей, а влюбленных и почитателей вокруг много. У Мышкина и врагов то нет, кроме него самого. Сам взял крест, сам взвалил, сам понес, сам сломался. Классный образ.

А вот с Ганечкой (да и с Варей за компанию) автор обошелся, на мой взгляд, неаккуратно. То он совершает поступки, то вдруг становится обывателем, а в конце вообще не удостаивается развернутой истории. Думаю это потому, что Ганя больше всех персонажей похож на реального человека, а с таким образом работать тяжело. И самый простой вариант - назвать его обычным, заурядным, подбавить чуть неуместной подлости и бросить на растерзание душного Ипполита и незрелой Аглае.
Не уверена, что Достоевский - знаток более ли менее здоровых человеческих душ, но в создании сильных образов, он талантище, конечно.

Про место Мышкина среди людей и вообще в России писать не буду - это тема на поверхности, обсуждена ни раз. Как и история с Рогожиным и Настасьей Филипповной. Тут христианские мотивы: свет-тьма, грех, преступление границ этических/духовных, искупление - вечные темы в творчестве Достоевского.

Лучше отмечу другое. Например, заметила, насколько Достоевский похож на Диккенса. Его тоже тянет на сентиментальщину (вспомните историю деревенской девушки Мари), любит покопаться в грязище, поглумиться над обывателем и посчитать денежки. Но в отличие от английского коллеги, больше напирает на христианский аспект, душевные болезни и трагедию. И там где у Диккенса помрет несчастная сиротка, у Достоевского зарежут или придушат пару-тройку героев.

Еще одна тема проходит по всему роману - скоропостижная смерть. Будь то казнь, страшная болезнь - что-то неизбежное, несвоевременное и поэтому несправедливое. Судя по всему, вопрос примирения с близкой кончиной очень интересовал ФедорМихалыча в момент написания книги. Из-за этого интереса нам и приходится мучиться с Ипполитом и его тоскливой историей.

И если тема смерти, некоторая истеричность и болезненность героев удручали, то вот мещанский водевиль в исполнении Достоевского мне очень нравился. Все эти диалоги в гостиной у Епанчиных, ухаживания, визиты друг к другу в гости, Елизавета Прокофьевна и ее милое семейство - очень симпатичны и живительны. Если бы не эти моменты, то уже на середине истории можно было от тоски повеситься за гаражами.

В общем, не все мрачно, а порой даже весело. Ну и образы классные, да

Комментарии


Достоевский писал роман, находясь за границей, что сыграло свою роль - тема русской исключительности в "Идиоте" как-то очень выпячивается, да и заканчивается роман на этой ноте.

Я думаю, не стоит воспринимать русофильство и нарочитый патриотизм Достоевского на сто процентов всерьез. Всё-таки по судьбе этого человека проехалась государственная машина и большую часть взрослой жизни он пребывал под "колпаком" полиции. Трудно поверить в то, что это не повлияло на его взгляды и на его манеру высказываться вслух. Когда Федор Михайлович писал образы людей с травмированной психикой, он писал их в том числе и с себя.

"Но любим мы его не за это" (с) Не за разговоры о русской исключительности. На самом деле Достоевский - очень европейский писатель и сюжеты его романов вместе с героями без особых трудностей переносятся на европейскую почву. Может быть самое значительное в его творчестве, за что его любят в мире, это умение проникнуть в душу человека, а точнее - пролить свет на пограничные явления человеческой психики. И здесь писатель опережал современников на целую эпоху.


Да, конечно, экзистенциальные вопросы, поднимаемые Ф.М. больше и важнее его отдельных взглядов на политику, государственное и социальное устройство и т.п. (к тому же эти взгляды менялись в течении жизни)
И что Достоевский ценен тем, что открывает темные стороны, препарирует души, исследует глубины, поднимает темы, вдохновившие множество писателей - известный факт )

На самом деле Достоевский - очень европейский писатель и сюжеты его романов вместе с героями без особых трудностей переносятся на европейскую почву.

Вот именно) И поэтому странно выглядят высказывания об исключительности.
И признавая достоинства Ф. М. во многих вещах, я все же могу его не любить за некоторые другие )


И признавая достоинства Ф. М. во многих вещах, я все же могу его не любить за некоторые другие )

Само собой ) Тем более, что в последнее время достоеведы, в угоду коньюктурных соображений, пропагандироуют в Достоевском всё самое коньюктурное.


Про место Мышкина среди людей и вообще в России писать не буду - это тема на поверхности, обсуждена ни раз. Как и история с Рогожиным и Настасьей Филипповной.

Я много раз убеждался в том, что самое интересное для меня в книгах Достоевского это его герои, их противоречивый духовный мир, их внутренние и внешние конфликты и способы взаимодействия с обществом. Без этого без всего его философия была бы скучной и назидательной, а она живая и открытая, в том смысле, что больше ставит вопросов, чем предлагает ответов.


Знаете, с героями мне кажется у Достоевского не всегда все ровно.
По моим ощущениям Ганя не получился достоверным и цельным.
А про князя Мышкина вообще есть интересная мысль (Быкова кажется), что Достоевский хотел писать роман о хорошем-прехорошем человеке, а в результате получился болезненный человек, хоть и не без хорошести, конечно )
Еще, мне кажется, сейчас - 150 лет спустя, Настасью Филипповну понять нам очень сложно. Тип личности - может и да, побуждения - нет. И я абсолютно не вижу в ней femme fatale, как многие другие

Я к тому, что духовный мир персонажа не отделим от контекста - времени и места. И, я думаю, многие вещи, мы - современные читатели, воспринимаем искаженно, адаптируя к собственному мировосприятию.
Например, многие ужасные поступки герои Ф.М. совершают от бедности и нищеты. Мы с вами вряд ли поймем, что может чувствовать человек в такой ситуации - полнейшей бедности и отчаянья.
Мне многие герои Достоевского кажутся несколько утрированными, болезненными, истеричными. Хочется накормить их аспирином и уложить в постель.
Для меня больший интерес скорей представляют ситуации, в которых герои оказываются, выбор, который они делают и как они к этому выбору приходят. Т. е., если упрощенно - вопросы этики, а не психологии, скорей )


А про князя Мышкина вообще есть интересная мысль (Быкова кажется), что Достоевский хотел писать роман о хорошем-прехорошем человеке, а в результате получился болезненный человек, хоть и не без хорошести, конечно )

Даже если Быков это и говорил, он точно не был первым.

По моим ощущениям Ганя не получился достоверным и цельным.

Почему? Можете привести пример его недостоверных действий?

Еще, мне кажется, сейчас - 150 лет спустя, Настасью Филипповну понять нам очень сложно. Тип личности - может и да, побуждения - нет.

А что непонятного в ее побуждениях, что могло быть понято 150 лет назад, а сейчас нет?

И я абсолютно не вижу в ней femme fatale, как многие другие

И я тоже не вижу.


Почему? Можете привести пример его недостоверных действий?

Дело не в действии или в бездействии. Тем более, действий во второй половине книги Ганя и не совершал почти.
В начале романа Ганя- сильный персонаж со своими пороками, слабостями, борющийся с собой и обстоятельствами. Вторая часть перечеркивает первую и как бы обнуляет все его переживания и душевный перелом. Он вроде дружит с князем, а вроде и интригует (невнятно как то и интригует). Он как бы размыт, недоработан, как набросок. Как будто нужен был герой - подпорка для некоторых событий. Вот и Ганя пригодился.

А что непонятного в ее побуждениях, что могло быть понято 150 лет назад, а сейчас нет?

Да что угодно. Почему она не отпускает от себя Стоцкого, почему пишет Аглае, почему не уезжает за границу, как ей предлагает Мышкин, почему она выбирает именно такую модель поведения - громкую, нарочито развязную? Можно пойти по простому пути и объяснить все надорванной истерической натурой - девочка травму большую пережила все ж.
Но, думаю, в ее поступках очень много от норм общественной морали тех времен, от понятия чести и бесчестия, вины и греха ну и тогдашний "женский вопрос" опять же. А может это не саморазрушение, а бунт?
Я понимаю какую роль отводит Настасьи Филипповне Достоевский в этой истории, но саму ее понимаю не до конца. Единственный простой ответ - травма, саморазрушение, кажется мне очень упрощенным.


В начале романа Ганя- сильный персонаж со своими пороками, слабостями, борющийся с собой и обстоятельствами. Вторая часть перечеркивает первую и как бы обнуляет все его переживания и душевный перелом. Он вроде дружит с князем, а вроде и интригует (невнятно как то и интригует). Он как бы размыт, недоработан, как набросок. Как будто нужен был герой - подпорка для некоторых событий. Вот и Ганя пригодился.

Может быть сначала замах был и шире. "Идиот" вообще был построен по сериальному принципу, где сценарист маневрирует, выбирая вариант развития сюжета, и в итоге не все ружья выстреливают в конце. С другой стороны князь Мышкин еще в начале романа характеризует Ганю Иволгина как самого обычного человека (что очень обидно для честолюбивого Гаврилы Ардалионовича). Таким же он остается и в следующих частях.

Почему она не отпускает от себя Стоцкого, почему пишет Аглае...

Своему растлителю Тоцкому Настасья Филипповна мстит как умеет. Иначе она просто не знает, как его наказать. Тот факт, что она вообще взялась добиваться справедливости, говорит о ней как о сильной натуре и как о бунтарке, чего не отнять.

Аглае она пишет потому, что хочет личного счастья любимому человеку, который от нее к тому моменту уже изрядно устал после месяца жизни с ней в провинции. Аглаю она видит глазами князя и для Настасьи Филипповна эта девушка олицетворяет ее мечту о собственной "невинности". Она как бы сватает князя и себя-идеальную.

С Мышкиным она не может быть потому, что считает себя великой грешницей, недостойной такого прекрасного существа (именно эта когнитивная ошибка объясняется последствием травмы). Кроме того для князя она действительно социальная обуза - проблема, закрываящая ему двери в "приличные" дома. Но изменение внешних условий приводит к временному примирению Настасьи Филипповны с собой, в результате чего она опять возвращается на несколько недель к князю Мышкину, чтобы потом сбежать от него окончательно.

В каждом из случаев Настасья Филипповна выбирает из двух стратегий, одна из которых ведет к саморазрушению, другая, возможно, к счастью, но возможно (или по крайней мере, ей как кажется) ценой благополучия любимого человека. И каждый раз она делает выбор под сильным влиянием обстоятельств.


Может быть сначала замах был и шире. "Идиот" вообще был построен по сериальному принципу, где сценарист маневрирует, выбирая вариант развития сюжета, и в итоге не все ружья выстреливают в конце.

А может быть и нет, и герой просто не получился ) В "Идиоте" персонажей много, и не все они мне кажутся сильными и проработанными. Тут нет ничего плохого, так почти во всех произведениях - и великих в том числе.

Про Настасью Филипповну все, что вы написали в тексте и есть. Может я усложняю, но мне кажется у сложных героев есть как минимум два уровня - то что транслируется его словами, словами других героев/автора, и второй - скрытый, который иногда дополняет, а иногда и противоречит первому.
Вот здесь

Аглае она пишет потому, что хочет личного счастья любимому человеку, который от нее к тому моменту уже изрядно устал после месяца жизни с ней в провинции. Аглаю она видит глазами князя и для Настасьи Филипповна эта девушка олицетворяет ее мечту о собственной "невинности". Она как бы сватает князя и себя-идеальную.

совсем не согласна. Настасья Филипповна, возможно, именно так себе и объясняет письма к Аглае. Но мне вот кажется, что понимая взбаломошный харатер Аглаи, ее желание противоречить, она этими письмами хотела достичь обратного.

Чем больше Аглаю толкали к князю, тем сильнее она сопротивлялась.
К тому же эти письма дали Н.Ф возможность втереться в тесный кружок князя и Аглаи, вмешаться в их отношения. Что у нее и вышло, собственно. Если бы она хотела князю милую девушку в жены, как вы пишите, она бы просто не вмешивалась ).

И хотела, на мой взгляд, Н. Ф. не посватать себя идеальную, а чтобы князь выбрал ее - неидеальную. Именно выбрал из двух - ее, Настасью Филипповну. И хотела она это страстно и одновременно не хотела и боялась. И тут мне не понятно какие чувства включались - любовь ли, гордыня ли, самопожертвование?

Это как Ипполит - который заявлял о самоубийстве, и верил в то, что говорил, но хотел вовсе не самоубиться, а ровно обратного - чтобы его от этого отговорили, пожалели и похвалили за смелость и т.д. и т.п. То есть транслируется одно, скрытые мотивы - совсем другие. Ипполит герой совсем простой, Н. Ф, конечно посложней и поинтересней, не отказывайте ей в этой сложности )


Но мне вот кажется, что понимая взбаломошный харатер Аглаи, ее желание противоречить, она этими письмами хотела достичь обратного.

Ни из чего не следует, что Настасья Филипповна знала о взбалмошном характере Аглаи. Наоборот, из ее слов выходит, что она считала Аглаю "ангелом". По тексту романа видно, как изменилось отношение Настасьи Филипповны к Аглае в результате их личной встречи.

Если бы она хотела князю милую девушку в жены, как вы пишите, она бы просто не вмешивалась

Она считала, что помогает князю. Например, устраняя потенциального конкурента Евгения Павловича Радомского.


Она считала, что помогает князю. Например, устраняя потенциального конкурента Евгения Павловича Радомского.

Могу только повторить, что раньше написала ) Это на поверхности. Н. Ф. - не глупа и, конечно, понимала, что это Аглаю от Радомского не отвернет )

Я допускаю, что вы правы во многом. Позвольте и мне остаться при своем мнении в некоторых вопросах.
Let us agree to disagree )


Н. Ф. - не глупа и, конечно, понимала, что это Аглаю от Радомского не отвернет

Аглаю может не отвернет, но отвернет семью Епанчиных.


Для меня больший интерес скорей представляют ситуации, в которых герои оказываются, выбор, который они делают и как они к этому выбору приходят. Т. е., если упрощенно - вопросы этики, а не психологии, скорей

А как можно исключить из интерпретации поступков человека психологию, а иногда и психиатрию? ) Особенность произведений Достоевского в том, что у него это, как в жизни, тесно связано и переплетено.


Никак нельзя. Я просто не считаю, что Достоевский хороший психолог ) Когда дело касается деструктивных чувств - тут он проницателен. Но спектр эмоций и ощущений более широк, и другую часть Ф. М. на мой взгляд понимает несколько искаженно.
У него все герои, переживающие потрясения обязательно становятся больны: убил кого-то- в горячке, поссорился с возлюбленной - больной три дня, получила плохое известие - слегла в бреду на неделю и т.д.
С точки зрения психиатрии - практически все персонажи Достоевского глубоко нездоровы, что почти обесценивает их морально-этические переживания. Попей магния, проспись - и все норм, никаких вопросов )
Поэтому ценю Ф. М. не за психологические изыски, а за этические дилеммы, которые он ставит перед своими героями и читателями


С точки зрения психиатрии - практически все персонажи Достоевского глубоко нездоровы, что почти обесценивает их морально-этические переживания. Попей магния, проспись - и все норм, никаких вопросов )

Вы не могли бы раскрыть подробнее эту вашу мысль? Где это вас так научили?


Какую конкретно? Что нездоровы? Что обесценивает? Или иронию про магний?

Где это вас так научили?

Хотя, пожалуй, не отвечайте. Как-то данная фраза не располагает к дальнейшему диалогу.


Вынужден отвечать, поскольку вы пишете не в личном дневничке, а публикуете ахинею в публичном пространстве Интернета. Вопрос про то, где научили, не случаен. Если вы пишете. "с точки зрения психиатрии", это предполагает у вас образование психиатра (6 лет меда+2 года интернатуры). У вас оно есть? Или вы свои умности про обесценивание в каком-то учебнике или монографии вычитали? Дайте тогда, пожалуйста, ссылку.


Вы серьезно все это тут написали?
Давайте-ка я вас верну с небес психиатрии (6 лет меда+2 года интернатуры) на ЛайвЛиб и объясню, что не все надо понимать буквально - и в моей рецензии "повеситься за гаражами" - метафора, и героям (не настоящим, а вымышленным) я не ставлю всамделешные диагнозы. Я могу понять, что вас триггерит из-за проф-деформации, но держите себя в руках и не бросайтесь на людей на книжных (не медицинских) соц. сеточках и форумах
Это ирония. Фраза написана в контексте - что
ценно для меня в произведениях Достоевского психологические аспекты или вопросы этики?

Если вы пишете. "с точки зрения психиатрии", это предполагает у вас образование психиатра

Ничего это не предполагает. Если вы напишите, с точки зрения закона - это значит вы юрист? С точки зрения банальной эрудиции - эрудит? Это фигура речи. И, кажется, это ясно, по тону, которым я пишу, по контексту и по теме здесь обсуждаемой.
Ах, да. У меня нет совсем мед образования. И любой вменяемый человек, не воспримет мои слова буквально. Хотя , нет, извините, видимо, не любой


умности про обесценивание

И вот тут, давайте я вам еще раз объясню. Следите за руками:
Я говорю о персонажах - это такие выдуманные люди в художественных произведениях. Они попадают в вымышленные писателем ситуации. Достоевский не пишет что герои больны буквально, но возможно духовно - это художественный прием. Поэтому я вижу ценность его произведений для себя с точки зрения не психологии, а этики и оцениваю поступки персонажа как психически здорового. Таким образом этический выбор героя нельзя будет объяснить (оправдать, обесценить, если хотите) какими-либо психологическими болезнями.


Что-то у вас количество в качество не перешло :( Вначале вы пишете

С точки зрения психиатрии - практически все персонажи Достоевского глубоко нездоровы, что почти обесценивает их морально-этические переживания.

Затем отвечаете

Таким образом этический выбор героя нельзя будет объяснить (оправдать, обесценить, если хотите) какими-либо психологическими болезнями.

Не видите тут противоречия? И "объяснить, оправдать, обесценить" — это разве синонимы? Я не понял :( Пойду пить магний с горя :(

И да, я не психиатр :) Тоже вот, нашли доктора Лектера, "бросающегося на людей в соцсеточках" :)))


Что-то любите вы оценочные суждения раздавать.
Прошу вас , пройдите, пожалуйста, следующий раз мимо моих рецензий и комментариев.

Я могу дискутировать и спорить спокойно на любые темы, но очень не люблю незнакомых людей, которые ищут за что бы зацепиться, обидеться, непременно обидятся и начинают изображать праведное негодование. Они почему-то считают себя вправе требовать объяснений в неприятной, оскорбительной форме , ведь в их голове они оберегают людей от "ахинеи", практически спасают аудиторию. Выискивают слова, вырывают фразы из контекста, шутят над своими изысками, сами смеются над своим остроумием - в общем чешут свое эго всеми доступными способами.
Вы не пытаетесь разобраться задавая, вопросы, понять что оппонент имел в виду, вы заранее все решили, и цель у вас- отчитать, оскорбить, самоутвердиться.
Прошу вас, не вовлекайте меня в ваш мир.


но очень не люблю незнакомых людей

Мы, вообще-то, с вами друзья :) Не добавляйте тогда "незнакомых людей", в чем проблема? Вас удалить из друзей?


Прочитайте фразу до конца, почти всегда это помогает понять, что хотел сказать собеседник

но очень не люблю незнакомых людей, которые ищут за что бы зацепиться...

И удалите, да


С точки зрения психиатрии - практически все персонажи Достоевского глубоко нездоровы

Я бы не стал этого утверждать. В романе "Идиот" большинство персонажей вполне здоровые люди, хоть и не без проблем.

Попей магния, проспись - и все норм, никаких вопросов )

Не нужно быть дипломированным психиатром, чтобы понять, что ваш совет работает не для всех психологических проблем, тем более психических расстройств )


Вообще странно мы строим диалог. Вы взяли на себя роль мудрого знатока и спрашиваете - а вот почему так? а приведите-ка примеры?

Вы вот тоже приведите, пожалуйста )

Особенность произведений Достоевского в том, что у него это, как в жизни, тесно связано и переплетено.

Почему это особенность именно Достоевского? А у Толстого Льва Николаевича нашего не так? А у Флобера по-другому? Да, прости Господи, у Стивена Кинга может жизнь оторвана от психологии человеческого поведения?


Вы вот тоже приведите, пожалуйста )

С удовольствием. Пример чего? Что мне нужно вам привести?

Почему это особенность именно Достоевского? А у Толстого Льва Николаевича нашего не так? А у Флобера по-другому?

По-другому. Достоевский не похож на перечисленных вами писателей, хотя каждых из них по-своему психологичен.


По-другому. Достоевский не похож на перечисленных вами писателей, хотя каждых из них по-своему психологичен.

Так можно сказать о любом) Вы просто используете общие фразы.
А Толстой похож? А кто не по своему психологичен?


Толстой непохож на Достоевского так же, как Достоевский непохож на Толстого. И о некоторых писателях лучше вообще ничего не говорить, в отличие от Достоевского, Толстого и Флобера, которые интересны и психологичны, но каждый по-своему.

Я всё-таки не понимаю, какие именно примеры вы хотите от меня услышать. Если вы считаете, что мне следует высказаться по какой-нибудь теме, назовите мне эту тему.


Никаких примеров не надо) Это просто игра слов, написала не буквально, по смыслу - передала "мяч" на вашу половину поля )
" а приведите-ка примеры?
Вы вот тоже приведите, пожалуйста )"

Про особенность Достоевского, как вы ее понимаете вы хоть и не ответили, но примерно представляю, что могли бы сказать по этому поводу

И о некоторых писателях лучше вообще ничего не говорить, в отличие от Достоевского, Толстого и Флобера,

Здесь вы не правы, и немножко сноб ) Но давайте, пожалуйста, про это спорить не будем )


Можно пойти по простому пути и объяснить все надорванной истерической натурой - девочка травму большую пережила все ж.

Но многое именно этим и обьясняется. Например, таким образом можно объяснить заниженную самооценку Настасьи Филипповны, которую по мере сил пытается восстановить князь Мышкин. Следствием травмы может быть и ее недоверие к людям, хотя по натуре она, видимо, доверчива и простодушна. Травмированным личностям вообще непросто выстраивать устойчивые отношения с другими людьми.

Но, думаю, в ее поступках очень много от норм общественной морали тех времен, от понятия чести и бесчестия, вины и греха ну и тогдашний "женский вопрос" опять же. А может это не саморазрушение, а бунт?

Настасья Филипповна обижена обществом и обижена очень несправедливо. Конечно, это и бунт тоже. Но одно другому не противоречит. Ее саморазрушение - тоже часть ее протеста.


Но многое именно этим и обьясняется. Например, таким образом можно объяснить заниженную самооценку Настасьи Филипповны, которую по мере сил пытается восстановить князь Мышкин.

Да можно, конечно. Это как раз лежит на поверхности.
Сейчас объяснить все травмой - это практически рефлекс ) Иногда мне кажется, что за этим мы - современные читатели - много чего не замечаем.
Это мое предположение, рассуждать о степени его достоверности пока не готова)

Спасибо за ваше мнение и дискуссию)


Да можно, конечно. Это как раз лежит на поверхности.
Сейчас объяснить все травмой - это практически рефлекс )

Сейчас о психических травмах многое известно, есть соответствующие диагнозы, научные статьи и да, ответ лежит на поверхности. Но в течение 150 лет комментаторы романа предпочитали игнорировать это простое обьяснение. Было принято видеть в героине только femme fatale. До сих смазливые мордашки, которые не могут выбрать между двумя бойфрендами, берут себе ники "Настасья Филипповна", хотя персонаж о другом. Психиатры конца 19 века (а иногда и сейчас) называют Настасью Филипповну истеричной женщиной без обьяснения причин, как будто она такой родилась. Собственно и в наше время вы не так много найдете о травме в этом контексте, хотя и травма, и ее последствия очень хорошо описаны в книге. Простые, но правильные ответы скучны, хочется пафоса, интриги, мистерии и "клубнички". Тем более примечательно, что Достоевский понимал значение психической травмы тогда, когда это не только не было мейнстримом, но в этом направлении вообще никто не думал. Поэтому он и хороший психолог )


Опять же, повторюсь - давайте согласимся не соглашаться )
У меня есть размышления по вопросу травмы и ее восприятия, и в контексте романа и в более широком. Это интересная тема, которая заслуживает отдельных рассуждений, и явно не в комментариях к рецензии )

Вы не думали написать рецензию на "Идиота"? Я вижу, вы много комментируете другие, значит у вас есть четкое представление о романе, которое интересно было бы почитать.

Думаю, что многие вещи воспринимаются лучше, когда вы не противопоставляете свои суждения чужим, а просто излагаете в качестве текста.


Вы не думали написать рецензию на "Идиота"?

Писал немного в ЖЖ. Здесь решил не писать.

Думаю, что многие вещи воспринимаются лучше, когда вы не противопоставляете свои суждения чужим, а просто излагаете в качестве текста.

И то, и другое имеет смысл. Я многое понял в споре с другими.


У меня есть размышления по вопросу травмы и ее восприятия, и в контексте романа и в более широком. Это интересная тема, которая заслуживает отдельных рассуждений, и явно не в комментариях к рецензии

Если вас интересует эта тема, я могу вам дать ссылки на современную профессиональную и научно-популярную литературу по сабжу (ПТСР и КПТСР).