Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

24 апреля 2023 г. 12:40

480

5 История в камне

Венеция, этот уникальный город, возник в венецианской лагуне с появлением беженцев из римских городов и сельских поселений, после того, как в Империю хлынули гунны и прочие варвары.

Рёскин отмечает хронологию существования венецианского государства в течение 13 столетий и 76 лет – от первого установления консульского правления на Риальто и до низложения Венецианской республики Наполеоном. Автор выделяет два чётких периода – 9 столетий расцвета, установления порядка и величайших достижений и 5 веков постепенного падения и окончательного упадка. Начало упадка он отсчитывает с 1423 года, года смерти дожа Томазо Мочениго, одного из благороднейших и мудрейших людей Венеции.

После кратких размышлений об историческом пути Венеции автор переходит к описанию отражения этого пути в камне и архитектуре города.

Венецианская архитектура запечатлевает три основных стиля, каждый из которых видоизменяется, развивается от совершенствования до совершенства, от упадка до переходного периода к следующему стилю и развитию нового. Эти три стиля – византийский, готический и ренессансный.

Нетрудно уловить мнение автора, что самым совершенным стилем, умеренным, воплощающим духовность, христианскую веру, гармонию и красоту, он считает готику. Но и для неё приходит время упадка, когда появляется всё больше пышности, излишеств, украшений ради украшений, религиозность уступает гордости, гордыне, наукообразию Ренессанса, стилю, отражающему пресыщение, жажду роскоши, красивостей, показной пышности, в чём автор видит наступление периода безверия.

Очень подробно Рёскин останавливается на Дворце Дожей, который строился и перестраивался в разные годы, в разные века, дополнялся, достраивался, восстанавливался после пожаров. И поэтому в его фасадах, галереях, оконных узорах, скульптурах выражены разные стили, формы арок, балконов, капителей, украшений. Любовно и внимательно автор изучает каждое видоизменение рисунка, орнамента в разные периоды, обращает внимание на переход от византийского стиля к готическому, от готики – к избыточному ренессансному. Для наглядного сравнения рассказ сопровождается сделанными им самим подробными рисунками и зарисовками.

Кроме Дворца Дожей, изучение венецианской архитектуры касается и старинных палаццо, собора Сан-Марко, церквей на острове Мурано и Торчелло.

Такой глубокий подход для меня был новым, возник интерес к теме и дальнейшему чтению литературы по истории, архитектуре и искусству Венеции.

Литературная экспедиция

Комментарии


Уже пару лет как эта книга у меня в планах, но понимаю, что книга требует очень вдумчивого чтения, и все время откладываю до лучших времен...


Это да, желательно вдумчиво. Но всё же книга хорошо поддаётся освоению, не так страшно, как кажется на первый взгляд) Правда, мне резко захотелось пополнить свои знания о Венеции)))