Больше рецензий

Karusik71

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2023 г. 03:27

108

5

«История вчерашнего дня» - незаконченный рассказ Льва Николаевича Толстого  об игре в карты в доме троюродного брата Александра Алексеевича Волконского и его жены Луизы Ивановны Волконской.  Несмотря на то, что произведение было написано в 1851 году, еще до введения Уильямом Джеймсом термина «поток сознания» в литературную область, в нем легко найти элементы характерные для этого типа повествования.
Мы видим, как герой рассказа в лице великого русского писателя с легкостью перебегает от одной темы к другой, а именно он затрагивает:
- преимущества карточной игры, если Вы  хотите избежать долгих разговоров, но прослыть в обществе интересным собеседником («разговор как занятие – самая глубокая выдумка»);
- вопросы демонстрации привязанности к дорогим людям  и неприязнь – к малоприятным;
- характер поведения с женщиной, вид которой превращает молодого мужчину в безусого юнца, отчаянно пытающегося не выдать свою заинтересованность в собеседнице.
Мысли героя порхают, словно птицы, с ветки на ветку, и вместе с тем мы понимаем, что и сами испытывали подобные чувства, и рой схожих мыслей тоже нас тревожил.
В этом небольшом произведении, напоминающим пробу пера, перед монументальными томами «Войны и Мира», Лев Николаевич Толстой не обходит вниманием и вопросы нравственности, например, прямолинейно заявляет, что женское «голое тело – это не кокетство, а наглость и подлость», а также разделяет кокетство на «умное и глупое».
Кстати, стоит отметить, что  персонаж Елизаветы Карловны Болконской списан с  Луизы Ивановны Волконской, а на ее  дагерротипном  портрете в кабинете писателя  стоит подпись «маленькая княгиня в Войне и Мире».
На самом деле истории, оформленные в виде дневниковых записей, могут и не являться таковыми, ведь довольно часто воспоминания переносят на бумагу не сразу после предваряющих их событий, но позже, делая  повествование более фактурным, возможно даже приукрашивая его. Например,  развернутое сравнение чувств автора, когда в момент кадрили он остается без партнерши,  с чувствами Наполеона во время перехода саксонцев к неприятелю при Ватерлоо,  описание всей гаммы эмоций,  которую Луиза Ивановна могла выразить взглядом, и рассуждение   о том, что хозяйка дома обращается к будущему автору всемирно известных произведений, не упоминая его имени и титула, свидетельствуют в пользу того,  Лев Николаевич тщательным образом подбирал нужные слова, а не творил в одном только порыве вдохновения. Вместе с тем «История вчерашнего дня» - достойный образец мемуарного жанра и уже в нем можно отметить широкий круг вопросов, которые тревожат автора, и попытки как можно глубже проникнуть во внутренний мир человека.
В заключение,  следует отметить, что начало вступительной главы и ее конец разительно отличаются и по настроению и по объему:  если сначала Лев Николаевич Толстой стремится поделиться  воспоминаниями о вечере  у родственника,  показать «задушевную сторону жизни одного дня», то финальные предложения будто намеренно вышли из под пера сухими и сжатыми, словно писатель пожалел, что уже сказал так много.