Больше рецензий

22 апреля 2023 г. 10:39

159

4 Делай, что должно, и будь, что будет

Видел Басинского в споре, и часто было заметно, что он заблуждался. Например, в интервью Захару Прилепину в передаче «Чай с Захаром» он считает, что нон-фикшн обретет вскоре большую популярность, потому что художественная литература людям уже не так интересна, в ней якобы не хватает реализма. Но Прилепин возразил, что 47 позиций из топ-50, выходящих ежегодно книг, художественные. Такой весомый аргумент было крыть нечем, хотя Павел по инерции пытался еще доказать свою точку зрения. Ну да ладно, давайте о Толстом)
Не для кого не секрет, что крутизна Толстого зашкаливает, его признает весь мир как великого писателя, загляните, например, в английскую википедию, чтобы в этом убедиться. По мере ознакомления с его творчеством и биографией, я все больше заинтересовался им как человеком. Мне кажется, в нем многое сошлось, и повоевал и в высшем свете покрутился, и философ и зациклен на самосовершенствовании, что мне особо интересно, и злостный пропагандист любви, нравственности и добра, воодушевивший целое движение своим примером. К тому же был создан богатый фактический материал, написанный им самим и его родственниками, поэтому о Толстом мы знаем очень многое, и, наконец, аж 82 года плодотворной жизни, за которую он многое успел сделать и пережить.
А теперь перейдем непосредственно к содержанию книги. Поначалу немного раздражало обилие цитат из прочитанных недавно произведений. Но, все-таки, автор больше опирается на дневники писателя и его знакомых. В начале и по ходу книги встречал немного негатива. Цитаты из художественных произведений псевдобиографических повестей «Детство. Отрочество. Юность» выдаются за реальные факты. Некоторые идеи не выдерживают критики противоречат моему жизненному опыту. Например, воспоминание младенца, хотя, насколько мне известно, они начинаются у людей только с 3 х лет. Или то, что мать Толстого Мария не могла написать стихотворения, повесть или дневник путешествия, если бы сидела взаперти дома, хотя, как известно, социофобы и интроверты как раз часто реализуются в писательском творчестве. Для этого коммуникативные способности не обязательны. Или, например, что Толстой мечтал не допустить смерти матери для своих детей, «исправить эту ошибку бога», лишившую его и братьев мамы, что не особо аргументируется в тексте и вообще невозможно, ведь его мать умерла от болезни. Или автор утверждает, что жена Толстого Софья «до поздних лет жизни» оставалась привлекательной, но портреты и фото, которые есть в интернете, говорят о том, что с возрастом она сильно утратила красоту. Все это немного подрывает доверие к прочитанному, но компенсируется количеством все-таки правдоподобной и интересной информации. Предположение, что Волконский, дед Толстого, был масоном на основании того, что в его библиотеке была книга масонского песенника с со статутами масонов, звучит как-то тоже несостоятельно. Вообще, такие ляпы встречаются в произведении довольно часто, что несколько подрывает доверие к автору. Максимальной же концентрации количество этих косяков и противоречий самому же себе и логике достигает в эпилоге. Вот лично я не понимаю, много ли историй мог ли послушать Толстой, сидя на горшке… Вроде бы дело-то быстрое, нехитрое, раз - и готово, какие тут истории? И вообще, как-то неуважительно упоминать этот факт про такого человека. Кстати, в финале фигурирует еще клизма, которую предлагали перед смертью Толстому. Вот зачем об этом писать? Такой ли уж жареный это факт, как могло показаться Басинскому? ))
Читая книгу, вы узнаете, что множество реальных людей, связанных с героями произведений Толстого, стали прототипами его персонажей, что, впрочем, мне кажется, характерно, особенно для писателей-реалистов.
Образ Толстого заражает своим примером, вызывает желание тоже чего-нибудь добиться и оставить свой след в этом мире. Не раз примерял на себя прочитанное и думал, а мог бы я так?
Факты, упоминаемые в книги подобраны удачно, в основном, все они важные и любопытные, часто неожиданные.
В первой части акцент на близких родственниках, оказавших влияние на великого писателя, отец, мать, дедушка, бабушка, тетушки, братья. Самыми крутыми среди близких родственников были деды, причем оба - губеры. Соответственно, тусовка, в которой он вращался, была самая светская, оттого ему так хорошо известна эта сторона тогдашней жизни.
Из книги вы узнаете:
Почему Лев не получил высшего образования? Да, да, многие сейчас могут обнадежить себя, что если Толстой без высшего образования творил великие дела, то и я могу быть в той же степени крут. Но думаю, Лев - все же исключение из правила. И все же, вероятно, он много работал над собой, и среда, в которой он рос, сыграла роль, а далеко не каждому даны от рождения такие хорошие условия.
Что принудило его ехать воевать на Кавказ, а затем в Крым и как там стали меняться его идеалы? Вообще, его взгляды изменились далеко не сразу, это заняло огромный период его жизни. Он был очень порочен, по собственному мнению, в молодости — деньги, женщины, похоть, карьера, азартные игры в карты, выпивка — все это он испытал на себе, и до определенной поры ему это нравилось, хоть он и мучился часто угрызениями совести.
За что Толстой требовал дуэли с Тургеневым? И кто кому первый предложил стреляться?
Читается живо, много цитат из творчества самого Толстого и его близких.
В главе про семью можем встретить немного компромата и грязного белья на Толстого и его жену, но, если закрыть на это глаза, то в целом она позитивная. Кстати, любопытно было бы узнать, что пишут про похотливую сторону жизни Толстого, которой Басинский неоднократно касается, биографы старой советской закалки, раскрывают ли они ее, или такая фамильярность - дань моде современной эпохи, когда без этого ну просто никак?
В определенный момент Толстой выработал для себя правила жизни. В молодости он много играл, влезал в серьезные долги, мечтал удачно жениться, выйти в свет и найти выгодное место для службы. Что же заставило его переменить свои взгляды и цели? До конца этот вопрос в книге на мой взгляд не раскрывается. Вообще, это был сложнейший процесс, не уверен, что биографы вообще в состоянии на него всеобъемлюще ответить.
Масштаб личности Льва Толстого характеризует тот факт, что еще в молодости он вознамерился создать новую религию, лишенную недостатков, которые он видел в христианстве. Кстати, отчасти ему это удалось, у него было много последователей, которых называли толстовцами. Анализируя содержимое книги, вы сможете сделать свои предположения о причинах такого успеха. На мой взгляд тут сыграла искренность и некоторые пиар-шаги (думаю, что Толстой не думал пиариться, но эффект был именно как от пиар-акций), как, например, отречение от собственности, опрощение* и т.д.
Название книге дано не просто так, автор неоднократно подчеркивает, что Толстой был свободным человеком в разных аспектах. С одной стороны, например, был финансово независим и мог заниматься тем делом, которое ему ближе по душе, с другой, он был свободен в своих воззрениях. Он шел на конфликт с государством, с церковью, но все равно отстаивал свои идеи. А после духовного переворота, произошедшего с ним не сразу, а занявшем много лет, в результате которого кардинально изменились его взгляды и привычки, он отказался от своего имущества и литературных прав, как бы освободившись от материального. Хотя такая свобода, я думаю, не всем понятна. Вообще, он, конечно, преследовал благие цели, совершая этот шаг, но, логично предположить, что от этих поступков выиграли только издатели, обогатившиеся на бесплатной печати его романов и родные, между которыми он разделил свое имущество, но никак не сирые и убогие, о которых он так крепко переживал.
Вторая половина мне оказалась менее интересней, чем первая. Особенно неприятно было читать главу про завещание, где слишком уж подробно описывается эта тема, и (тут уже, видимо, не заслуга Басинского) дрязги по поводу литературного наследства. Отношение к жене Толстого Софьи поменялось на резко негативное, так как пытаясь повлиять на завещание писателя, она явно руководствовалась корыстными мотивами, забыв, что ее долг, как человека и соратницы мужа, претворить в жизнь последнюю его волю, которая состояла в том, чтобы сделать все свое творчество общественным достоянием.
Финал жизни рассмотрен особенно пристально, у меня было даже ощущение захватывающей кульминации, как будто я читал, какой-нибудь роман, что как-то странно, по-моему, для биографии.
В общем, книгу, не смотря на обилие недочётов, рекомендую. В моем послужном списке это была первая биография и сравнить, к сожалению, не с чем, но я реально получил удовольствие от прочтения, и любопытство относительно Толстого несколько удовлетворил. Хотя возникла идея прочитать ещё одну книгу по Толстого из серии ЖЗЛ времен Союза - Шкловского, правда, затрудняюсь определить, когда решусь это сделать. Но буду держать вас в курсе, и предполагаю написать на неё новую рецензию, чтобы произвести своеобразный бенчмаркинг и определить, какая же биография лучше.

*Опрощение (идеология) — выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации.

Источник