Больше рецензий

Olke

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2014 г. 16:49

192

5

Я долго думала, что Дюрер, это лишь немецкий художник, который писал на заказ портреты современников и расписывал алтари в немецких соборах. Как мало я знала, а честнее сказать, что я не знала почти ничего.

Творческая деятельность Дюрера, основоположника немецкого Возрождения, отличалась удивительной многогранностью. Подобно своим современникам - итальянским художникам, он гармонично совмещал в себе дарования живописца, гравёра и учёного, в представлении эпохи оказываясь таким же homo universale (человек совершенный), каким к югу от Альп были Леонардо и Микеланджело. Но то , что в Италии представлялось совершенно естественным, для Германии было неслыханным новшеством: здесь и творчество, и общественное положение художника всё ещё во многом определялось принципами эпохи Средневековья.

Для начала расскажу о самой книге. Вступительная статься описывает Германию, какой она была незадолго до рождения художника, а так же во время его жизни, упоминаются исторические личности, которые жили и работали в это же время. В последующих главах об этом более подробно. События жизни Дюрера, какой он был человек и какое наследие после него осталось. Конечно же всё иллюстрируется репродукциями картин и рисунками с гравюр. Хочу особенно отметить лёгкий слог А.Королёвой. Она не только излагает биографию Дюрера, но и даёт подробную информацию о работах художника, используемых в книге. И всё это на белой мелованной бумаге и в хорошем качестве. Как говорится, это надо увидеть.

А теперь хочется остановится на некоторых моментах творчества Дюрера, описанных в книге.

Художник родился 21 мая 1471 года в семье нюрнбергского ювелира. В этом городе он начинает учиться живописи. Одарённость мальчика была заметна с самого детства, как и огромное желание рисовать. Поражает его первый автопортрет, нарисованный в 13 лет. Но для того, чтобы овладеть более глубокими знаниями, получить дополнительные навыки, Дюрер в разное время выезжает в творческие путешествия. Это и солнечная, полная жизни Италия, и северные земли Германии, с присущей им сдержанностью. Во время этих поездок он совершенствуется как художник, а синтез двух культур определил его творчество.

Дальше...

Дюрер расписывает дома богатых горожан, оформляет алтари в соборах (Алтарь Ландауэра). Очень скоро он получает звание мастера (до этого момента он был простым ремесленником) и, следовательно, право открыть свою мастерскую. Все его манументальные полотна, как правило, сделаны на заказ для богатых семей. Интересна деталь, что в качестве некоторых персонажей этих картин, Дюрер нередко изображает заказчиков. Не забывает он и про себя. Иногда это маленький человек, который видит всё, как бы со стороны, но были и картины, где Дюрер занимал центральное место и это вполне заслуженно. Ведь, художник в действительности был (и остаётся до сих пор) центральной фигурой немецкого искусства.

Теперь о более земном в творчестве художника. Количество, написанных им портретов, поражает. Только за один год пребывания в Нидерландах он выполнил свыше 100 портретов, а ведь он их писал в течении всей жизни. И так же, как и алтари, большинство было выполнено на заказ, среди моделей - влиятельные придворные, богатые купцы, учёные. Всё это говорит об известности Дюрера. Подкупает, что не смотря на именитость своих заказчиков, Дюрер изображает их не помпезно, это очень располагает к портретируемым. Хочется рассматривать эти лица (Портрет Михаэля Вольгемута, учителя художника), где-то усталые и грустные, а где-то напротив восторженные, радостные, улыбчивые.Они не смотрят на художника, люди, словно, поглощены собственными мыслями, быть может модели думают о делах, в которых преуспели, а может быть мечтают о счастье. И по их лицам можно предположить не только какой характер был у изображённого человека, но и попытаться представить характер самого художника. Наблюдательность, кропотливость, уважение к людям... уважение к самому себе, а это уже прослеживается из автопортретов. Художник изображает себя в разные годы жизни, но везде у него горделивая осанка, открытый взгляд, тщательно уложенные волосы, что касается одежды, Альбрехт изображает себя то в одежде богатого бюргера, будучи лишь ремесленником, то в нарядном платье германского патриция. Но конечно же главное на полотне - это лицо художника. С возрастом его взгляд становится всё более проникновеннее, мне больше всего нравится его портрет 1500 года, здесь художнику 29 лет. Во взгляде, расслабленном лице читается мудрость, знание жизни и... усталость. Глаза смотрят вперёд, но кажется, что их взор устремлён не не смотрящего картину, не вдаль, а куда-то во внутренний мир. И отголоски его он дарит в виде своих картин, которые так же говорят не только о гениальности мастера, но и о нём самом. Как очаровательны анималистические акварели автора (заяц, сова), его пейзажные зарисовки, кажется, что они дышат. Мне видится в этом романтичность художника. Не менее трогательны и его перьевые рисунки животных. А ведь в основном эти рисунки, всего лишь штудии, материал, который художник использовал для тренировки руки, поиска пропорций. Но и в них всё очень отточено, эскизы, воспринимаются законченными картинами.

Но пожалуй, больше всего меня поразили его гравюры. Я никогда не задумывалась насколько это кропотливый труд. Есть гравюры на дереве и они выполняются методом вырезания фона и рисунок получается выпуклым, а есть гравюры по меди, когда мастер, наоборот делает бороздки резцом по металлу, и в них прячется сюжетная картина, это даёт возможность передать более тонкие детали. И если до Дюрера деревянными гравюрами занимались ремесленники, мастера по дереву, а с медью работали ювелиры, то художник смог работать с тем и другим материалом, при этом он старался при работе с деревом избегать чрезмерности во вред графичности, а работая с медью, он чувствовал, что следует отойти от слишком строгой графичности.Он обучался у многих мастеров и, совершенствуя свои навыки, искал новые пути, одним из таких была нетрадиционная техника "сухой иглы", где рисунок на медную пластинку наносился не привычным резцом, а царапался иглой, это позволяло достичь большей гибкости штрихов, более тонких переходов светотени, что делало картину более живой, когда впоследствии в бороздки набивалась краска и рисунок откатывался на бумаге. В книге дано очень много гравюр Дюрера. Это и работы на религиозную тематику, и мифологические картины, и зарисовки быта того времени, в основном все его гравюры - это иллюстрации к литературным произведениям. Среди них циклы "Апокалипсис", "Корабль дураков" Себастьяна Бранта. И каждый отрывок Дюрер не просто иллюстрирует, он передаёт своё видение, вкладывает настроение (об этом говорят лица маленьких фигурок людей, их позы).

Альбрехт Дюрер не ограничивается изобразительной деятельностью. Он систематизирует свои знания, планируя выпустить несколько трактатов об основах живописи. Среди тем главное место он относит пропорциям, изучению которых посвятил всю жизнь. Выходит его трактат "Четыре книги о пропорциях" и "Руководство к измерению". Дюрер снабжает эти научные труды рисунками со множеством цифровых помет. Он предлагает метод рисования по клеточкам, который активно применим и в наши дни. Так же оставляет потомкам многочисленные штудии (я немного уже писала о них), которые будущие художники копируют, совершенствуя технику своего рисунка.
Помимо трудов по теории искусства Дюрер оставил путевые заметки, да и его городские пейзажи очень достоверно показывали каким была Италия, Германия, Нидерланды того времени. Свои инженерные знания он оформляет в книгу "Наставление к укреплению городов".
Ещё хочется упомянуть о магическом квадрате, сложение всех цифр по вертикали и по горизонтали даёт одинаковою сумму. Его можно увидеть на гравюре "Меланхолия", которая сама по себе очень интересна и наполнена мистическими символами.

Дюрер был художником нового для Германии типа, широко образованным, широко мыслящим.

Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года.
Он принадлежит к числу тех счастливых художников, чьё искусство ещё при жизни заслужило самую высокую оценку.

Комментарии


Заинтересовалась, добавлю себе.