Больше рецензий

13 апреля 2023 г. 22:23

540

4 Искусство -- важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе

«Искусство -- важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни»

картинка Narykova

О чем?

Книга - труд Льва Выготского, в котором крупнейший отечественный психолог 20 века собрал и проанализировал закономерности эстетического восприятия. Выготский защитил диссертацию на тему психологии в 1925 году, но свет увидел книгу только после смерти автора. Психолог анализирует басни Крылова, трагедии Шекспира и рассказ Бунина “Легкое дыхание”, рассказывает, в чем люди видят смысл искусства на примере данных произведений, почему искусство вызывает определенную реакцию у людей.

Впечатление:

Изначально я думала, что книга больше будет посвящена анализу эстетической реакции на изобразительное искусство (живопись, скульптура), но потом я посмотрела на обложку и поняла, что немного ошиблась. Брала книгу по совету преподавателя. Но меня это не смутило, и я решила ознакомиться с такой важной работой в области психологии. К тому же, Лев Выготский - личность в этом плане очень незаурядная.

Книга читается сложно, много научных терминов, теорий, язык непростой для прочтения. Особенно в начале. Порог вхождения высокий лично для меня. За это я и поставила 4 балла. Спустя 150 страниц начинается самое интересное: анализ басни, потом анализ “Гамлета” и рассказов Бунина. В баснях есть только 2 законченные психологических системы: теория Лессинга и Потебни. Басня интересна для изучения и формально-психологического анализа,

"как объект, как будто находящийся на самой границе поэзии и для одних представляющий прототип всякого поэтического произведения, а для других - разительное исключение из всего царства искусства."

Выготский анализирует такие басни, как «Волк на псарне», «Мор зверей», «Пожар и алмаз», «Осел и Соловей». Далее автор переходит к анализу трагедий Шекспира и , в частности, «Гамлета». Исследование строится вокруг изучения Гамлета как психологическую проблему. Выготский приводит в пример размышления Льва Толстого. Тот пишет: «Но ни на одном из лиц Шекспира так поразительно не заметно его, не скажу неумение, но совершенное равнодушие к приданию характерности своим лицам, как на Гамлете». И в целом, Толстой рассуждает о том, какие пустые и бессмысленные персонажи у Шекспира и что не каждое произведение автора нужно считать гениальным.

Задача эстетики сводилась, как шутил Толстой, к требованию, "чтобы писали казнь и чтобы было как цветочки.

Еще было любопытно узнать про то, что у ямба и хорея (два стихотворных размера) оказывается есть свое настроение. Ямб - более позитивное, вдохновенное, хорей - грустное, лирическое, печальное. Много чего я подцепила для себя умненького во 2-ой части книги.

Книга отлично подойдет тем, кто хочет углубиться в психологию искусства, узнать чуть больше о любимых произведениях, научиться читать книги по-другому.

«Люди поймут смысл искусства только тогда, — говорит Толстой, — когда перестанут считать целью этой деятельности красоту, то есть наслаждение»

Комментарии


Выготский педагог вроде.


и не только