Больше рецензий

chalinet

Эксперт

по книжным ощущениям

12 апреля 2023 г. 21:08

1K

2.5 Блуждания ума в собственном лабиринте. Ожидание vs. реальность

К счастью, мои занятия, увлечения и друзья никак не влияют на оценки прочитанных мною книг, в том смысле, что за них не надо оправдываться. Ведь это же Золотой Храм!

«Каждый подросток, имеющий физический изъян, мнит себя тайно избранным.»

На этом построены целые финансовые пирамиды, типа героев Марвелл. Только там в той или иной степени ущербные персонажи становятся крутыми героями… А если нет? Какова будет судьба Питера Паркера?
Япония, середина XX века. Главный герой – послушник в Золотом Храме, студент. Начиная с детства, Золотой Храм становится для него олицетворением Прекрасного. Но в студенте была маленькая червоточинка – он заика.

«Мое преклонение перед Храмом зиждилось лишь на осознании своего уродства.»

Описание зарождения преступления налицо. Они натянуты и сразу создают ощущение общения с психически нездоровым человеком. Вот только вопрос кто тому виной: главный герой или автор? Почему он сам решил, что он злодей?

«Стоило мне допустить, что я обладаю еще чем-то, кроме косолапости, еще каким-то правом на существование, и я неминуемо вынужден был бы признать, что это право принадлежит и всем остальным людям. Тогда получилось бы, что я признаю свою связь с окружающим меня миром. Нет уж, не надо мне было никакой любви».

Учитывая, что любовь и принятие себя и мира это фундаментальный пропуск в будущее, налицо уродство именно моральное. Непринятие своих физических недостатков ведёт к непринятию окружающего мира. Негатив, ограниченного во всех смыслах, числа людей по отношению к отличающимся от них по какому-либо общепринятому параметру является исключением, а не правилом в здоровом обществе. Однако в изолированном обществе такое непринятие является гораздо больше распространённым.
После поражения в войне, японский народ в один миг почувствовал себя таким уродом. И стал закрываться ещё больше, подчиняясь американцам.
Когда речь касается еды, часто встречается фраза «можно было купить только на чёрном рынке». Действовала карточная система. В СССР было тоже самое, только вместо «чёрного рынка» у нас были спекулянты.

«Если где-то там, за невидимой нашему глазу чертой, заранее определено, что всякое существование лишено цели и смысла, значит жизнь, которой жил Касиваги, была ничем не хуже любой другой».

Агностикам в нашей жизни путь заказан. Если нет смысла, так и не продолжай.
Храм материален, он старше героя на сотни лет, но что есть храм без человека?

«Душе стоит многому поучиться у тела, чтобы обрести такую простую и действенную силу очевидности».

Потрясающее заблуждение ума, который никак не может увидеть душу своими органами чувств.

«Мелкое воровство настроило меня на радостный лад. Все мои встречи с Касиваги неминуемо вели к небольшим грехам, маленьким святотатствам и крошечным подлостям, и каждое такое падение приносило мне радость».

Хромой друг Касиваги выступает здесь в роли некоего демона, который постоянно соблазняет главного героя, а другой друг, который должен был бы быть ангелом, трагически погибает.

«Если человека в конце пути ожидает смертная казнь, он всю жизнь поневоле в каждом телеграфном столбе, в каждом железнодорожном переезде видит тень предначертанного ему эшафота и постепенно свыкается со своей участью»

Как с этим можно согласиться или этим восхищаться?! Только если человек сам себя обрекает на смертную казнь, тогда вся жизнь его превращается в мучительное ожидание.

«Я же пишу романы, чтобы не заработать смертного приговора.
Мисима Юкио».

Автор не просто создал интерпретацию события, но посвятил общению с прототипом достаточно много времени. То есть хотел докопаться до истинной причины.

«Основой самого моего существования была убежденность, что я недоступен ничьему пониманию».

Озвучивается концепция, что когда всё хорошо, достаток и спокойствие, тогда и начинается некое подзуживание. Таким образом, Золотой Храм, ставший центр мироздания для главного героя, символом непреходящей красоты, становится главным источником зла исходя из этой концепции. Ведь только у северного и холодного бушующего моря главный герой понимает, что все его тёмные чёрные мысли идут от красоты Золотого Храма. Надо сказать, что это не истина, которую предлагает автор, а авторская позиция по поводу мыслей главного героя, причины его Деяния по версии автора.
По иронии судьбы, Мисима этой книгой построил (а не разрушил) свой собственный Золотой Храм. Перефразируя слова главного героя: была Вселенная без Золотого Храма, и после этого романа появилась Вселенная с Золотым Храмом.
Никто из окружения главного героя не мог стать примером света и доброты. Все, кто мог – погибли: девушка Юкио и Цурукава – антипод Касиваги. Все, кто остались, вызывали только отрицательные чувства.

«Уже одно то, что эта женщина повинна в моем появлении на свет, вызывало ненависть».

В определённый момент закрадывается подозрение об инверсии. Но негатива к этому моменту уже столько, что появляются сомнения: а понимал ли это автор?

«Почему мать мне так отвратительна? – думал я. Надежда – вот в чем дело. Ее уродует постоянно живущая в ней надежда».

Герой не смог жить вместе с Золотым Храмом в одном мире, потому что на его фоне в каждом аспекте окружающего мира он видел уродство. Сам он заика, все его друзья оказались ущербными, и каждый раз эта красота не давала ему нормально жить. Продолжая эту линию можно провести аналогию с Иисусом Христом. Если оправдывать главного героя, мы оправдываем убийц Иисуса Христа.
В книге мелькает «Преступление и наказание», намёки на Достоевского с его «красотой» весьма прозрачны. Можно даже считать это полемикой Мисимы с Фёдором Михайловичем.
Но возвращаясь к теме инверсии: если перевернуть роман, то получится… обыкновенная история про обычных людей, которые тоже всю жизнь мечутся между добром и злом. Встречая олицетворение зла (в лице «ужасного» прошлого), они решают его уничтожить, совершают своё Деяние и поэтому сами становятся злом.
Золотой Храм здесь олицетворял старую Японию, а современные уроды сожгли его, продавшись золотому тельцу Запада в лице США.
Демоническая история победы Касиваги и им подобных вовсе не новый взгляд японцев на Красоту. Великий лжец проник в сердце этой истории, как всегда извратив суть.
Чтобы построить новое, нужно разрушить старое, и в мир приходят разрушители. Но это вовсе не повод оправдывать сатану. Главный герой и автор закончили жизнь одинаково.


«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, –
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Ф.И. Тютчев»