Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

11 апреля 2023 г. 23:03

5K

4.5 Книга с ароматом яблок и пролитой крови

…Что оставалось ему теперь? Только любить своих детей. Любить издалека. Любить не видя. Детей, которые никогда не слышали его голоса и вряд ли уже услышат. Детей, которые говорят на другом языке. Которые готовы покинуть его, забыть и предать. Этих странных и чужих детей, которых он почему-то возомнил своими…
…А яблоки-то в корзинах были бутафорские, из крашеного папье-маше…
…Что оставалось еще? Только верить, что все было – не зря. Сказки, которые писал. Дети, которых растил. Яблоки, которые выращивал…

Дебютный роман Яхиной я прочитала, как оказалось, аж восемь лет назад, и результатом осталась вполне довольна, но вот от второго её произведения я бегала долгие годы, потому что сначала был шквал положительный отзывов, потом такой же шквал отрицательных. В таких ситуациях обычно доверяюсь чуйке, которая чаще всего советует проверять самой, но вот как-то не тянуло, лежит в више и лежит, есть не просит, как говорится. Однако неожиданно книга нашла меня сама, принесённая новым знакомым, что узнав о моей любви к чтению, решил поделиться любимым. И оказалось, что роман просто дожидался нужного часа, попав мне в руки, когда надо, да и отсутствие особых ожиданий после столь противоречивых впечатлений друзей с лл тоже сыграло свою роль. Да, "Зулейха..." мне понравилась, пожалуй, всё же больше, как-то там частная история и портрет эпохи были в более равных долях что ли, но и этот роман точно не оставил меня равнодушной.

Действие его начинается в начале двадцатого века в одной из немецких деревень Поволжья, где шульмейстер Якоб Иванович Бах жил тихой размеренной жизнью чудаковатого сельского учителя. Пока однажды к нему не обратились за помощью из хутора, стоящего на другом берегу реки, нужно было перед переездом на историческую родину поднатаскать семнадцатилетнюю затворницу Клару в высоком немецком, чтобы там удачно выдать замуж. Это событие изменило жизни и ученицы, и учителя; к лучшему ли, к худшему, сложно сказать, у меня от их совместной жизни очень сложные эмоции. С одной стороны несчастная Клара, что так хотела просто обычной жизни, просто хоть немного свободы по сравнению с жизнью в отчем доме, что больше всего напоминал тюрьму, она хотела в люди и к людям и хлипкий некрасивый вдвое её старше Бах стал проводником в тот мир.

Увы, проводником лишь мысленным, словесным, его рассказы о жизни вне отцовской избы казались бедной девушке почти сказочными, но вот реальность все её мечты уничтожила на корню, не приняли её люди, отбрехались условностями и собственным узколобием и снова Клара стала узницей, пусть теперь и рядом с любимым человеком, что боготворит её. Но тут такая ситуация, что ещё неизвестно, что хуже, тот самый Большой Мир, столь желанный Кларой, как раз начал превращаться в абсолютно безумное место, грянула Октябрьская революция, затем гражданская война, раскулачивание, голод. Страшное время, сошедший с ума мир, озверевшие люди... И бОльшую часть этого Якоб и Клара благополучно просидели на заброшенном хуторе, живя максимально уединённой жизнью, но и до них добрались лихие времена и монстры в человеческом обличии, и снова не было бы счастья... Бедная Клара, даже вот этим выстраданным-вымученным счастьем ей не дано было насладиться.

На самом деле, как это ни странно, но сюжета здесь и не особо-то много, события проходят по большему счёту мимо главных героев, затрагивая их лишь по касательной. Бах - бессловесный наблюдатель, хроникёр, измеряющий события исторического масштаба в двух-трёх словах, наподобие Года Большой Лжи или Года Нерожденных Телят, так что если вы хотите масштабного полотна, подробного портрета эпохи, лучше пройдите мимо, здесь этого считай, что нет. Мне бы и хотелось побольше про жизнь поволжских немцев, тем более, что тема эта мне интересна и по личным причинам, но авторка распорядилась иначе и это её право. Эпоху видно и страшных примет времени хватает, но в первую очередь это история конкретного человека, человека довольно странного, зачастую несчастного, порой вызывающего раздражение своим таким понятным и даже знакомым эгоизмом, но лично мне не неприятного.

Что ещё могу отметить и похвалить,так это язык Яхиной, без излишних художественных вывертов и чересчур тонких словесных кружев она рассказывает свою историю хорошим и приятным литературным языком, дающим отличную пищу читательскому воображению, даже напрягаться не надо, чтобы почувствовать хрустящий под ногами зимний лес, запах большой реки или аромат сочных яблок. Да и персонажи это тоже не её слабое место, мой любимец в этом отношении Гофман, практически карикатурный персонаж - карлик, горбун с прекрасным, но девичьим лицом, горящий идеями интернационала, коммунизма и прочая. И при этом он вышел на удивление реалистичным, ведь дело не во внешности, а в человеческой сути. В образе Гофмана отлично выписан тот самый идейный революционер, что искренне верил в то, что они меняют мир к лучшему, ну а реки крови, проливающиеся при этом, всего лишь неизбежные потери, без которых никак, ведь столь грандиозная цель оправдывает любые средства. Конец его закономерен, такие как раз таки и гибли первыми, и даже если переживали все опасности на своём пути, зачастую оказывались лишними, ненужными и опасными тем, кто стал у руля новой власти.

Вообще, несмотря на некую нарочитую сказочность, история вышла для меня абсолютно реалистичной, и даже тот самый магический реализм, о котором меня предупреждали и которого я несколько опасалась, так как не вязался он в моей голове с российскими реалиями первой половины двадцатого века, не смог этого изменить. Просто потому что я его тут не увидела, все полумистические вставки для меня здесь вполне вписались в картину мира того, чьими глазами мы видим происходящее. Довольно впечатлительный, не особо уравновешенный и не до конца психически здоровый Бах видел всё именно так, вот и всё, никаких сказок, только хард кор, хотя и подчинялся он по сути воли одного лишь человека, но не Баха с его якобы сверхъестественными силами, а того, которого писательница лишила человеческого имени, одарив лишь коротким прозвищем Вождь, имхо, отличный ход, очень показательный и верный.

Много позже Бах – читая газеты и наблюдая за жителями колонии, слушая длинные речи Гофмана, который проникся к нему симпатией, – составил для себя картину случившегося в мире за годы его отшельничества. Составил – и содрогнулся: все пугающие сцены, которые они с Кларой наблюдали с высоты обрыва, все виденные во время ночных вылазок странные и страшные зрелища оказались лишь рябью на воде, слабым отголоском могучих изменений в большой жизни. Изменения эти были столь невероятны, что Бах затруднился найти им должное сравнение. Случившееся нельзя было назвать землетрясением или ураганом: после разгула непогоды мир, исковерканный разбушевавшейся стихией, все же сохраняет свои главные сущности – небо, солнце, земную твердь. Сегодня же в Гнадентале, казалось, не стало ни того, ни другого, ни третьего: новая власть, установленная в Петербурге, отменила небо, объявила солнце несуществующим, а земную твердь заменила воздухом. Люди барахтались в этом воздухе, испуганно разевая рты, не умея возразить и не желая согласиться. Вера, школа и община – три незыблемые сущности колонистской жизни – были изъяты у гнадентальцев, как изъяты были у мукомола Вагнера его дом и скот: кирху закрыли, пастора Генделя с женой чуть не выслали на Север (вооруженная вилами и ухватами паства стала на защиту – отстояла); из школы выгнали учителя, обещали прислать нового, да так и не прислали; общинное управление объявили пережиточным и заменили советами, что должны были стать во главе нового общества, и колхозом, который виделся руками и ногами обновленного Гнаденталя.

картинка nastena0310

1 2

Комментарии


Хорошая рецензия у тебя. Я, помню, не слишком высоко оценила роман.


Спасибо, Милуш) Ну вот помню, что его прям одно время все читали и сначала куча восторгов, а потом куча разочарований.


Меня многое смутило. Раздирало на части, короче говоря.


Бывает, понимаю)


Хотя, подожди, три с половиной - это нормально. Эх, память… Я просто помню, что немного была возмущена вождями. Подробностей не помню)


Ну да, норм) Жаль, что не помнишь, я бы поболтала)


Верю. Но, сама понимаешь, давно это было.


естественно. А Эшелон её читала?


Нет. А ты?


И я нет, но когда-нибудь буду)


Я тоже. Навкрное


читательские пути...)


После такой красивой рецензии хотелось бы когда-нибудь прочитать и Ваш отзыв на Гузель Яхина - Эшелон на Самарканд (никак не подступлюсь из-за противоречивых отзывов)


Спасибо) Я теперь точно буду читать, но думаю, что не в этом году, мне на такие темы нужно особое настроение.


Я так и бегаю. И от "Зулейка", и от "Детей", боюсь, что мне не зайдёт. Да ещё маг реализм тут...)


Уговаривать не буду, хотя мне оба романа и зашли, но считаю, тут лучше самой решить)


Это да) Но, это не фэнтези, где мы обычно сходимся, а прочитав рецензию,думаю, что мне не понравится. Но я тут увидела "Швайпольт", думаю, для знакомства с творчеством Яхоной сойдёт. А там посмотрим.


Ну да, жанровые предпочтения никто не отменял)
Не слышала про этот рассказ кстати, интересно, что скажешь)


Быстро не обещаю, у меня снова период дочиток))


Понимаю, а я вроде чутка разгреблась, надо бы потихоньку заявленное читать, чтоб потом у меня этот период не наступил как было в начале года)


Вот и я бегаю :-)


Очень понимаю) Эти книги меня реально пугают :))


сначала был шквал положительный отзывов, потом такой же шквал отрицательных.

Я по всем ее работам начиталась негативных отзывов :d И не тянет совершенно, но время покажет, а то вдруг еще зачитываться буду))

Вообще, несмотря на некую нарочитую сказочность, история вышла для меня абсолютно реалистичной, и даже тот самый магический реализм, о котором меня предупреждали и которого я несколько опасалась, так как не вязался он в моей голове с российскими реалиями первой половины двадцатого века, не смог этого изменить

Стала отмечать, что русские современные авторы любят применять магический реализм в своих работах, но пока не понимаю откуда руки растут.


Я первый роман прочла, когда он только вышел получается, поэтому подходила практически с чистым сознанием) А так, конечно, всегда нужно доверять в первую очередь себе, тянет или не тянет))

У меня в голове магреал сразу естественно ассоциируется с Латинской Америкой, хотя вот сейчас поняла, что меня смущала здесь не столько страна, сколько сочетание страны и конкретного исторического отрезка.

пока не понимаю откуда руки растут.

кто-товвёл моду?)


У меня в голове магреал сразу естественно ассоциируется с Латинской Америкой

Прям изо рта у меня вытянула :-)))


мыслим в одном направлении)


Стала отмечать, что русские современные авторы любят применять магический реализм в своих работах

Я тож как-то не вижу этот жанр в русских работах. Для меня это навсегда Латинская Америка :-)


Он там гармонично смотрится, как по мне)


Поверю на слово. Может, стоит прочитать, чтобы только проверить


можно на пробу взять что-нибудь необъемное, повести, рассказы


Это хороший вариант


Я так делаю в подобных ситуациях)


плюсуюсь))


Я пока побегаю от этой книжки! Я не готова к ней, это точно. Может, придёт время. Вот хорошо, что предупредила, что тут магический реализм закрался, что б его.


Ой тут дело такое, что лучше решать самой, когда придёт её время))) И меня предупреждали, что хорошо, вообще свою роль в восприятии сыграли такие разноплановые оценки и отзывы, подходила без ожиданий)


Мне "Эшелон Самарканда" больше понравился, как-то прониклась я там судьбами детей и сопровождающих их!
А в этой книге меня вроде бы убили диалоги Ленина и Сталина что ли? Помню, что вообще офигела, что это за бред был)) Дети мне понравились, мальчишка, что приютили, смешной был:)


Он на очереди, не скоро доберусь, но доберусь)
Вставки про вождей мне тоже не сказать, чтоб особо зашли, но мне и в Детях Арбата, помню, подобное не понравилось, только тут в сравнении написано как-то живее что ли, ну или тупо короче)))


О, это хорошо, буду ждать твой отзыв:)
В Детях Арбата мне как раз всё органично показалось, а здесь словно бред какой-то)))


Скоро не обещаю, но будет)))
Сама понимаешь, всё субъективно, я в Детях откровенно засыпала на этих вставках)


Это как в МиМ - мне в школе так нравились вставки про Понтия Пилата, а остальным всем скучно было)))


мне они в универе уже при перечите зашли)))


На мой взгляд МиМ совсем не для школьников. Как и Достоевский.


мне нравилось и то, и то в 15 лет, но понятное дело что воспринимала я их довольно поверхностно


Я уже много раз говорила, но позволю себе повториться. русская классика вся  зиждется на Православии. И без знания определенных моментов меняется кардинальным образом вся трактовка того или иного произведения. Вот возьмите пушкинский "Пророк".   Сложнейший текст! Кто из учителей его может внятно истолковать?

Да мы свою исконную письменность на основе буквицы истолковать не можем! А ведь там не просто Аз, Буки, Веди. Там текст зашифрован. Разве это не простор для учителя и ребенка, когда можно на всю жизнь привить любовь  и к языку, и к лингвистике вообще!


Поэтому и интересно классику перечитывать в разном возрасте, порой как впервые читаешь)


Нуу, может просто другие произведения надо было взять для школьной программы) К примеру у Достоевского "Игрок" мне кажется отлично зашёл бы в школе.


"Подросток" бы тоже неплохо зашел.


Я бы вообще из школьной программы убрала всё, что больше ста страниц, для знакомства с авторами можно взять повести, рассказы, а о глобальных их произведениях просто рассказать, мне кажется, так больше бы школьников действительно что-то читали и думали, а не просто пробегались глазами по краткому содержанию


А я рада)) Я, честно говоря, побаивалась, что тебе она может не понравиться, но я рада результатом)))).


Сама побаивалась, но видимо это и сыграло свою роль, не строила никаких ожиданий и в итоге прочитала с удовольствием) и тебя уже сбегала перечитала)


Мне Зулейха когда-то очень ждала) А эта книга пока ждет своего часа) но точно будет прочтенной)


Надеюсь и тебе понравится)))


Вот мне она и не понравилась маг реализмом. А реалистичное все понравилось, и особенно образы волжских берегов


Я реально всё это списала на неадекватное восприятие Бахом действительности и мне стало норм)

1 2