Больше рецензий

9 апреля 2023 г. 14:00

753

5 «Она слышала и читала о том, что мужья и жены вечно изменяют друг другу, - об этом были и сплетни, и поэмы, и анекдоты, и оперы. Но она была совершенно просто и непоколебимо убеждена, что ее брак - особенный брак, драгоценный и чистый, из которого ни анекдота, ни оперы не сделаешь».

Действие романа происходит в Германии 1920-х годов.

Бруно Кречмар - мужчина под 40, богатый искусствовед и известная личность в творческих кругах. Он давно женат и воспитывает дочь, и вроде бы счастлив в своем спокойном, размеренном, браке и с тихой, уютной женой.

Постоянные мысли о молодости, буйстве чувств и страсти приводят его к встрече с Магдой - 16-летней натурщице с сомнительными прошлым и репутацией, мечтающей о кинематогрофической карьере, славе и роскошной жизни.

Гибельная страсть рушит всё...

«Если мне бы сказали, что за это меня завтра казнят - я все равно бы на нее смотрел».

Это роман о нравственном падении, психологической и физической слепоте. О том, как необузданная, необдуманная страсть способна разрушить всё, привести к гибели.

На первый взгляд сюжет типичен - стандартный адюльтер, тяга и связь взрослого богатого мужчины и юной меркантильной девушки.

Но как метафорично Набоков сравнивает любовную слепоту с камерой обскура.

Роман ориентирован на кинематограф. Это своеобразный кинороман с динамичным сюжетом, быстро мелькающими событиями, ориентацией на зрительные образы, символы, лейтмотивы. Все драматические события романа выстроены как череда картинок, поэтому в голове во время чтения, сюжет сразу строится в коноленту.

Я бы назвала этот роман "пред - Лолитой". Сам Набоков считает его слабым, но мне понравился больше, чем знамения "Лолита".

Он намного печальнее, трагичнее, драматичнее и поднимает более актуальные и болезненные темы.