Больше рецензий

5 апреля 2023 г. 14:17

2K

5 Тот случай, когда переводное название намного лучше отражает суть сюжета

От этой замечательной книги я буквально не могла оторваться. Я проводила за ней часами, все было интересно, чем же она закончится! В последнее время со мной такое редко, но этой книге удалось увлечь меня настолько, что я не замечала проходящие часы.
До чтения я знала лишь общую канву сюжета, и мне почему-то казалось, что «Атлант» — это типичная фантастика. Но, если честно, мне трудно сейчас определить жанр. Прочитав, я бы сказала… Скажу оксюмороном: это фантастический реализм. Начало книги абсолютно в духе реализма. В середине, когда начинают пропадать бизнесмены уже веет даже какой-то мистикой. А вот дальше это уже действительно антиутопия. Градус неадеквата антагонистов книги растет в геометрической прогрессии, и в этом особый саспенс, потому что в классической развязке все должно закончиться очень плохо. Но тут развязка оказалась не то, чтобы неожиданной, но я бы сказала, оригинальной.
Я по-настоящему наслаждалась языком, а философские идеи напомнили мне таковые у Шекли в его «Цивилизации статуса» и «Пересадочной станции». Многие из них мне откликнулись.
Конечно, Рэнд утрировала и даже еле-где довела до абсурда, чтобы показать, к чему приводит оголтелый социализм и власть, отданная в руки бесталанных и глупых людей, не желающих признаваться себе, что они бесполезны и никчемны. Да, может быть, Рэнд ненавидела (я незнакома с биографией автора) все, что связано с Советским Союзом, и я ее понимаю: мне самой никогда не импонировала идея того, что все заработанное честным трудом у человека забирает армия голодранцев просто потому, что может (я намекаю на революцию большевиков). Управлять хозяйством, заводом или каким-то другим производством — это тяжкий труд, требующий огромного количества навыков. Это только обывателю кажется, что рабочий машет киркой, а бизнесмен сидит в кресле и пьет шампанское, заедая его черной икрой. Нет, в книге показаны отношения глубоко взаимные между трудящимися людьми. Как только один элемент исчезает, вся система рушится.
В книге герои выражают абсолютно эгоистичные взгляды, но не дайте себя обмануть: желание «делать деньги» идет на пользу обществу гораздо больше, чем высокопарные речи о самоотречении и альтруизме и все построенные на этих двух столпах новой политики планы. Все просто: когда кто-то хочет делать деньги, работают заводы и едут поезда, у людей есть работа, еда, крыша над головой. Чтобы это понять, даже не надо смотреть сквозь строки! Правда с постулатом о том, что любую работу нужно оплачивать, я бы не согласилась до конца: иногда работа и есть плата за нее.
Было очень печально наблюдать, как рушится цивилизация, но при этом совершенно не жаль тех, кто довел ее до краха. Лицо этого общества нам показали в самом начале: Джеймс Таггерт, брат главной героини, с которой кроме крови у него нет ничего общего. Образ Таггерта — собирательный, и включил в себя все то, против чего надлежит сражаться главным персонажам. В начале это пассивное серое нечто, только по праву половых признаков ставшее президентом компании, а в конце он сходит с ума, переступив границу, за которой уже способен убить. Это персонаж — аллегория.
К сожалению, в романе описана только одна удача, а потом все медленно начинает двигаться к краху. Но какой же восторг испытываешь, когда представляешь, как поезд несётся по первым рельсам из риарден-металла! От того, что подобная сцена почти единственная в книге, горше воспринимается то, как рушится цивилизация. Эта сцена как переломный момент, излом сюжета, мне даже показалось, что это и есть кульминация, а дальше медленная развязка.
Пришлось мне по вкусу и то, что автор установила литературную справедливость, показав богачей талантливыми и честными, работящими людьми. Не только же рабочие могут быть такими, ну в самом деле. Тем же, кто недоволен капитализмом, советую представить, каково бы вам было лечиться у врача-бестолочи, которому место у операционного стола досталось потому, что его уравняли с гениальным хирургом. Люди, проклинающие капитализм, просто неконкурентоспособны и не могут этого признать.
Я получила удовольствие и от того, как Рэнд низвергает страдание с его пьедестала. Страдание — типичная русская черта, отравляющая и ломающая поколение за поколением. В романе страдание тоже возводится в абсурдный абсолют, чтобы во всей красе была видна его несостоятельность и деструктивность.
Отторжение у меня вызвала лишь та небольшая деталь, что сквозь текст я уловила отголосок той идеи, которой придерживается Америка сейчас — они великие, они всех содержат. Но в целом к дифирамбам в сторону США я отнеслась с пониманием: всяк сверчок…
В отзывах многие пишут, что все персонажи в книге черно-белые, но никто почему-то не замечает, что это не из-за отсутствия у автора мастерства, а наоборот, это такой же художественный прием, как с утрированием социализма как такового.
Русское название книги, мне кажется, более поэтично раскрывает самую ее суть, чем оригинальное.

Несмотря на то, что книга мне понравилась, я отметила для себя несколько незначительных недостатков романа.
— постоянное повторение одних и тех же вещей. Контраст между Риарденом и его семьей прекрасно уславливается и сохраняется в памяти ещё с первых глав. Но от главы к главе — начинай сначала… То же самое со всеми остальными героями и группами персонажей. Одно и то же на протяжении страниц и листов. Повторяющиеся сентенции я не пролистывала только потому, что училась.
— затянутость повествования. Хоть мне и было интересно читать, но на середине книги я подумала, что сюжет мог бы развиваться и побыстрее. Если честно, мне так и не удалось понять, за счет чего именно автор набила такой объем :D
— любовная линия Голта и Дагни просто такое «ээээ». Если все предыдущие отношения героини выглядели довольно логично и были органично вписаны в сюжет, а отношения Дагни и Риардена так вообще останавливали сердечко, то «любовь» Дагни к Голту была больше похожа на рояль, падающий из кустов на мою голову. Она, блин, тосковала по одному мужику, но стоило ей увидеть другого, и все! Прошла любовь, завяли помидоры! При этом как старательно были выписаны отношения с Риарденом, вплоть до взглядов и жестов, и как совершенно никак — с Голтом. Оно просто появилось, оно есть, получите — распишитесь. Блин. Грусть.

Рекомендую эту книгу тем, кто любит сложное и красивое чтиво, оставляющее после себя желание подумать, поразмыслить, а то и поменять некоторые взгляды на жизнь.