Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2023 г. 19:56

740

3 убийца, изгой или человек, раздвигающий рамки дозволенного?

Долгое время я считал "Парфюмер" попсовой книгой, о которой чересчур много говорят, но которая абсолютно не оправдывает своих ожиданий. Что-то сродни "Алхимику", "Коду да Винчи" или "Пятидесяти оттенкам серого". Какому-то очень популярному тексту, имеющему, конечно, кое-какие плюсы, но в целом не претендующему на звание серьёзного произведения. Во многом такое представление сложилось у меня из-за излишне превозносящего отношения некоторых людей к данным работам, искажающим их истинное место в литературе.

Несколько лет назад я прочитал "Алхимика" и пришёл к выводу, что это достаточно добротная сказка с щепоткой философии, которая может мотивировать того или иного подростка на исполнение мечты. И все проблемы начинаются тогда, когда одни ставят это произведение на полку серьёзной взрослой литературы, а другие начинают это место защищать, называя Коэльо "псевдофилософом". Иными словами, данную книгу стоит прочитать абстрагировавшись от мнения людей и самому выбрать для неё место. То же самое можно сказать и о "Парфюмере".

Роман Зюскинда далеко не шедевр мировой литературы, но у него, на мой взгляд, есть целый ряд достоинств, которые могут вас зацепить. Например, язык. Автор ведёт описание очень красиво и витиевато. Ему одновременно удалось уйти от сухости и не дойти до чрезмерных излишеств, которые сделали бы книгу, с одной стороны - необычайно скучной, а с другой - до ужаса пошлой и смазливой. И это замечательно, мы получили действительно хороший, с точки зрения филологии, текст.

Ещё одним плюсом я бы назвал построение сюжета. Редкие книги держат в напряжении большую часть своего объёма. Какие-то угасают на самом старте, какие-то пробираются чуть дальше, какие-то достигают середины, и совсем немногие через неё переваливают и выходят на финишную прямую. И вот у Зюскинда, на мой взгляд, очень удачно получилось выстроить повествовательную канву. Его сюжет разрастается как дерево, неспешно из точки в точку, он идёт по жизненному пути героя, объясняя каждое его решение. Это с одной стороны хорошо, так как нет рвани, заполнения сюжетных пробелов пустотой и глупых поворотов сюжета; с другой, это немного убивает интригу, так как зачастую можно легко спрогнозировать дальнейшее развитие истории.

В завершении о тексте и построении сюжета я бы хотел выделить моменты, которые могут вызвать у человека некоторое отторжение: это бесконечные описания парфюмерного ремесла; некий пафос слога Зюскинда; а так же некая сказочность, проскакивающая временами, и сбивающая реализм истории. Но как по мне, прям большого урона произведению они не наносят.

Что касается прочтения смыслов произведения, то тут перед нами лежит целая россыпь, из которых мы можем выбрать любую, пришедшуюся нам по душе. А можем и несколько даже.

История о маньяке/серийном убийце.

Это одно из самых популярных трактований романа, но при этом оно и самое поверхностное. Я несколько раз в своё время слышал подобную трактовку, но обычно от людей, которые читали ради некоего развлечения или же для того, чтобы занять своё время. Они целенаправленно шли на получение истории о безумце и не утруждали себя иными смыслами. И больше всего их занимали мотивы героя и его сравнение с другими убийцами. Как вы понимаете, это немного потребительский взгляд на историю.

Книга о мечте/достижении цели.

Да, как бы это не было удивительно, но это произведение можно воспринимать с мотивационной точки зрения, как историю успеха. Смотрите сами, наш герой родился на дне общества. У него не было абсолютно никаких перспектив. Он, вообще, не должен был задерживаться на этом свете. Но он не только смог выжить, но и нашёл своё призвание. И стал упорно, фанатично, возможно, безумно, идти к своей цели, по достижению которой он ставил следующую. Да, он был безумно талантлив, но разве он прохлаждался, разве почивал на лаврах? Нет, он бесконечно пахал. Пахал за себя, пахал за других, учился, осваивал навыки, рос как профессионал. Он ужимался в бытовом плане, чтобы иметь возможность заниматься тем, что ему нравится. Это действительно хорошая история успеха, которая говорит читателю: "мало родиться талантливым, нужно много и упорно работать, чтобы его развить".

История отчужденности и непохожести (небольшие спойлеры).

Если вы читали данное произведение, то знаете, что наш герой не имел одного качества и, таким образом, выделялся из всей человеческой массы. Он таким родился и никак не мог на это повлиять. Параллельно с этим нам описывают пренебрежение окружающих людей к нему, они мол трогать даже его брезгуют. И по началу складывается ощущение, что это из-за каких-то физических недостатков, типа он такой мерзкий и уродливый был. Но нет. В какой-то момент мы понимаем, что это не так. В тот самый момент, когда наш герой технически приобретает или возвращает, как вам будет угодно, себе это природное качество. И мы мгновенно видим преображение окружающих его людей, они принимают его к себе, они признали в нём своего.

И сам герой-то узнаёт о своей неполноценности совершено случайно. Это произошло в середине произведения, когда он находился "нигде". Словно ему потребовалось изъять себя из общества, чтобы понять это. Этот момент делит нашу историю на две части. Не знаю можно ли назвать этот эпизод анагноризисом, о котором я узнал у древних греков, но как по мне, очень на него похоже. Но не будем зацикливаться на "узнавании" героем своих утрат. Давайте попробуем разобрать это понимание ещё глубже.

Как я сказал выше, эпизод узнавания делит произведение на две части. Первую из которых можно назвать бессознательной, вторую - сознательной. В первой части наш герой тянется к ароматам, возможно, даже не понимая почему. Он грезит создавать и комбинировать, потому что просто нравится. А всё потому, что его истинная цель находится на бессознательном уровне. Во второй, в преддверии которой наш герой делает судьбоносное открытие, он прекрасно понимает, что ему нужно и чего он хочет. И теперь он не комбинирует ароматы просто ради новых невероятных сочетаний, а комбинирует ради определенной цели. А точнее нескольких. Сначала он возвращает утраченное, затем улавливает реакцию людей, которая вызывает у него презрение, после чего он приходит к мысли, что это качество можно развить до такой степени, что все будут перед ним преклоняться. Словно негр в начале 20-ого века, накрасивший себя белой краской, и вышедший в общество белых людей, принявших его за своего. И каким же классным для них он в этот момент стал, просто качества одного ему раньше не хватало, всего-то.

И получается, мы имеем историю не о безумце с маниакальными наклонностями, а о человеке, выдавленном из общества, и доведенном до ситуации, когда ему приходится идти на крайние меры для достижения нормальности/статуса, который, на самом деле, ему уже и не нужен. Он надломлен и травмирован и его душа уже никогда не придёт к покою.

История о границах дозволенного.

Кто-то может немного перевернуть сюжет и представить всё происходящее аллюзией на ученого/исследователя, который настолько фанатично относится к своей отрасли, что готов переступать через устои и правила. Если для результата нам необходимо проводить опыты над людьми, целесообразно ли это делать?
А если опыты над сотнями (тысячами) в итоге спасут миллионы (миллиарды)? Где эти границы, куда человек может зайти, а куда ему лучше не лезть? А не сдвинутся ли наши границы дозволенного, если мы будем давать себе поблажки и видеть, что наш путь, вроде как, правильный? Теоретически работает, на животных работает, но будет ли на человеке? И куда заведет нас это открытие? Не станет ли оно по итогу нашим губителем?

И наш герой такой вот исследователь, создатель, ученый, не замечающий никого вокруг кроме результатов своей работы.

П.С Где-то я читал, что самая лучшая фармакология у стран, которые проводили эксперименты над людьми.