Больше рецензий

AAY80

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 марта 2023 г. 16:34

241

4 Культурное явление

Книга о творческих исканиях немецких кинематографистов периода Веймарской республики, осложненных войной, эпидемией, экономическим спадом и подавленной революцией.
Все перечисленное сублимировалось в недолгий, но яркий период стилистики экспрессионизма. С одной стороны, эмоционально напряженные, но, одновременно, мрачно-леденящие фильмы соответствовали умонастроениям, распространенным в обществе.

Кинематограф в то время, лишенный цвета и звука, был вынужден искать иные выразительные приемы: применительно к экспрессионизму это причудливая игра светотени, гротескные декорации, нарочитая актерская игра. Целью всего этого было отчуждение от реальности и создание сверхсубъективной реальности, пусть даже порожденной галлюцинирующим сознанием.

Создавать настроение, передавать смутные чувства через визуальные образы, медленно, тщательно прорисовывая сцену и наслаждаясь каждой деталью, раскрывать тайны человеческих душ – все это очень по-немецки.

Айснер показывает многочисленные и разнородные источники влияния на стиль киноэкспрессионизма, начиная от символизма и неоромантизма, через творчество Макса Рейнхардта к живописцам позднего классицизма, в то же время подчеркивая творческую самобытность и беспрецедентное новаторство режиссеров.
Местами повествование перегружено техническими деталями и излишне подробным анализом тех или иных рабочих моментов. Выстраивание мизансцен, движение камеры, постановка света читать про это не слишком интересно тем более, когда есть возможность посмотреть.

Следует отметить, что в качестве объектов исследования Айснер выбирает самые удачные произведения, самых талантливых авторов: «Кабинет доктора Калигари», «Носферату» и «Метрополис» — это не явления немецкого кино 20-х, и не явления экспрессионизма — это явления значимые для киноискусства в мировом масштабе. И наряду с этими шедеврами в означенный период, выходило гораздо большее количество киноширпотреба восхваляющих ура-патриотизм, прелесть цветущих альпийских лугов и спокойное, но могучее течение вод прекрасного голубого Дуная.

Яркий, но короткий период экспрессионизма, сменился периодом «новой объективности», а с появлением в кино звука необходимость к изощренным визуализациям стала еще меньше. Многие из персонажей перебрались в Голливуд, но сколь-нибудь сопоставимых по силе воздействия картин там не создали.