Больше рецензий

2 февраля 2014 г. 19:02

651

4

Начала я чтение с воодушевлением, опаньки на 1й же странице автор вводит читателя в некие «тайны». И это подразумевается тем, что гадание, предсказание судьбы и прочее. Что там, в шарике хрустальном можно увидеть, да и какое пожелание на будущее преподнесёт астролог. Мистику, в общем ожидала. Какое-то великое предзнаменование. И, спустя пару страниц, невольно хмыкнула «тебя ожидает кровь, много крови». Ха, ха, нашли, чем удивить. Для того времени война, восстания и борьба династий, была более чем естественной. Так что удивительного, поразительного тут нет и великая «тайна» исчезла, после красочного разъяснения о семействе Медичи.

Теперь о самом семействе. Рассказано пространно, отдельными кусочками, что не помешало воссоздать картину братских отношений. Вот не знаю, виноват Лоренцо в смерти родственника, или нет, это здесь не важно. Важно то, что пока он был жив, удавалось создавать видимость спокойствия. Ожидала, если честно, интриг, а вместо этого, получила какую-то разборку за углом, кто кому чего должен + религиозный фанатизм. Единственное, что радует глаз, так это искусство, правда не шедеврами, а лицезрением великого Леонардо, Микеланджело. Настолько, что их даже можно ущипнуть за руку или за ногу, при большом желании, разумеется, литературно. Отдельно упоминаются их работы, которые, конечно же, лучше визуально представлять, чем читать действительно скупое описание. Откровенно говоря – стилизация, в чистом виде. Что-то о духе той эпохи, вроде и ощущается, но со скепсисом, а было ли это? Хотя, для такого романа, в общем-то, не плохо, но явно не пособие для исследования творчества художников.

Дальше...

Но интересно, конечно же, о самой Лизе, ну или монне Лизе, как её называли впоследствии. Но это совсем не то, о чём многие думают. Здесь совсем уж фантастические версии в отношении портрета. Хотя, сейчас уже никто достоверно не скажет, что является правдой, но уж очень сомневаюсь, что на картине (согласно версии книги) была изображена девушка в возрасте 13 лет. По крайней мере, визуально, кажется, что этой женщине, гораздо больше чем 13 лет. Ну что делать, придерживаемся версии книги – это был доработанный портрет, написанный изначально во дворце Медичи во время одного из визитов. Логично – да, объясняет причину загадочной улыбки, с позиции того, что девушка в этот момент думала о прекрасном Джулиано, младшем сыне Лоренцо Великолепного. Но, если верить мнению учёных, то женщина на картине была просто беременна, и любящий супруг заказал её портрет, при этом никакой это был не Медичи, а простой купец. Я больше склоняюсь ко второму, поскольку, в то время, был своего рода культ беременности, ассоциация с Девой Марией, и такие портреты приносили своего рода удачу, ну и защищали от преждевременной смерти. А история любви и к тому же Медичи, ну это как сказка, красивая картинка. Слишком фантастично. Не то чтобы я не верю в любовь великих людей и в искренность их выбора, просто, о чём можно думать, если события середина/ конец 15 века. Первая ассоциация – искусство, а дальше уже Медичи, если смотреть дальше, то семейство Борджиа. Это очевидно, и, разумеется, актуальная (болезненная) тема для писателей. Тут уже сюжет и выдумывать не надо, берёшь реальный факт и ваяешь вокруг него легенду.

Все описанные сцены вызвали некий неприятный осадок, хотя в целом-то стиль повествования лёгкий, можно сказать воздушный. Наверное, от того, что здесь много внимания уделяется преувеличенной религиозности. Не люблю книги, от которых разит религиозным фанатизмом, а здесь «да грядёт конец света». Примиряет с этим то, что люди того периода совмещали веру в Бога и мистицизм. Ну, по сути дела, все мистические события приписывались Богу, хотя в большинстве своём, это было не более чем совпадение и реакция масс. Но, как говорится, если есть сильная личность в церкви, она всё может подстроить под себя, даже абсолютно нелепые вещи и суждения. Понятно, что никакого «конца света» не произошло. Так же, как меня ужаснул безмерный фанатизм, приведший к смерти мадонны Лукреции. Ужасно то,, что всё это было правдой, не зная болезней, не зная фактов, с симптомами не боролись, а просто вели к священнику и тот «изгонял» демона, вместе с жизнью, из человека. При всём при этом «на всё воля Божья», ой не думаю, скорее, просто человеческая глупость, но чаще всего незнание. И у автора лучше всего получилось описать этот аспект – религиозную жестокость того времени, направленную не на успокоение, на утешение, а наоборот, на унижение человеческого достоинства. Ещё удивительно, как многие его сохраняли, когда служители церкви бросали постоянные фразы о том, что деньги это зло, что все люди будут гореть в Аду. Не было тогда утешения и успокоения душам.

В общем, страсти кипят нешуточные, но по большей части религиозные и эмоциональные. Но на то и расчёт. Чтобы всё выглядело реалистично, правдоподобно. За красочность, за описательную сторону вполне можно поставить высший балл, а вот обыденность темы, можно сказать, спекуляция, темой это минус. Понятно, что невозможно всё держать под контролем, каждое действие, но хочется аккорда, драматичности. История семьи мадонны Лизы интересна, а вот дальше, несколько суховато. Либо, просто так, кажется, что один день сменяется другим и без каких-то значительных перемен. А ещё, вспомнилось проклятье дома Романовых из мультфильма «Анастасия», где Распутин, размахивая руками, орал, что все умрут. Вот и здесь, опять же «папа» он же священник, на которого снизошёл дух, предрекал смерть дому Медичи. Не учёл одного – все смертны и этот момент рано или поздно настанет, а свора в любом случае будет, потому что семейство участвует в политических интригах. Вот и хотелось спросить, автор, вы писали только об этом? О том, что везде шпионы, везде предатели и спать нужно с кинжалом под подушкой?

На самом деле, ждала что-то вроде книги «Зеркало смерти», где очень хорошо написано о стеклодувном искусстве, как в прошлом, так и настоящем. Вот и здесь, я ожидала больше, про создание шедевра, а не набор баек о личности Леонардо, что у него было, а чего нет. Зато были его записи о творчестве, которые автор могла бы применить в процессе создания произведения. А не просто «он достал уголёк из кармана и начал рисовать», «у него был необычный почерк, из-за которого у него было много проблем», «он был красив и строен». Создание картины очень тонкое искусство, уже само по себе вдохновляющее, но здесь нет вдохновения. Да, ты читаешь, да тебе интересно, но и только. А хотелось бы, чтобы и новое узнать. Так что эта книга, отнюдь не о картине.

Прочитано в рамках игры "Вокруг света с... Литературным Персонажем"

Комментарии


Анют..как всегда интересно написала!!!+++++++


Спасибо) Ну, тут в книге, есть над чем порассуждать.


Да, прямо таки заинтриговали, так и хочется добавить в "хотелки")


В целом сюжет интересный, если не считать некоторых моментов в духе "Санта-Барбара"


Очень даже итересно. По поводу возраста. Раньше как-то люди выглядели старше своего возраста. Особено в то время.


Ну это правда))) Но тут очень сомнительная "легенда", особенно перипетии кто ж её отец)


Тайны - они такие! Всегда вводят в искушение, а потом раз - и мало как-то! :))


Ну, тут в целом, достаточно, пока так логика не растворилась)


Ну бывает же и так :))


Угу)))


Обращу внимание) Есть в вишлисте. Спасибо)


Да не за что)


Ох, люблю такого рода тайны-загадки-секреты:)


Только тут аккуратнее, есть доля мыльной оперы


Иногда и мыло можно себе позволить для разнообразия))


Это да)