Больше рецензий

eirenes

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2009 г. 10:23

148

5

Этот текст по мотивам книги Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» я писала долго. Наверно, даже дольше, чем читала книгу, которая проглатывается на одном дыхании. Мне несколько страшно публиковать, в конечном счете, поскольку тему я всё-таки знаю плохо, а меня читает некоторое количество историков, украинцев и вообще людей, которые, как мне кажется, знают всё лучше. Не претендую на высказывание каких-либо оригинальных мыслей и вообще не думаю, что очень уж интересно, но пусть будет. Надеюсь, что никого не обижу ничем, не возникнет каких-то ужасных споров и ещё очень бы не хотелось показаться совсем уж необразованной и делающей ужаснейшие ляпы. Но поскольку текст состоит скорее из пересказа и моего отношения к книге, надеюсь, ляпов там ужаснейших нет.

***

Книга оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, безумно интересно. Представляете, воспоминания подростка, жившего в оккупированном Киеве. Меня почему-то поражают вещи, которые, вероятно, всем известны. Например, он пишет о том, что советские евреи особо и не знали о том, что творится в Германии и Польше, и даже особо не боялись немцев в начале. Спокойно шли на расстрел, думая о том, что их просто будут вывозить из Киева. Или то, что из-за того, что в советских паспортах была графа национальность, немцам вычислить евреев было легко. Смотришь паспорт – а там всё указано. Веселая практика с национальностью, да.

Ещё меня поразила очень яркая история киевского Динамо. Честно говоря, из-за эмоциональности автора книги, не до конца понятно, что же на самом деле там было, но вот в варианте легенды история очень цельная. Легенда гласила, что украинские футболисты вышли играть с немецкой командой, начали вести уже в первом тайме. В перерыве к ним заходит немецкий офицер и вежливо предупреждает, что надо проиграть, нельзя выигрывать. Но и во втором тайме они побеждают. После матча их всех сразу отправляют в Бабий Яр… Сам же автор говорит, что на самом деле было несколько не так, матчей было несколько, но в конечном счете всё закончилось именно так, Бабьим Яром. В виде легенды пробирает, да. Но если задуматься, то в жизни было сложнее. Не решиться в один момент на смерть, а планомерно в течение месяца к этому идти… Жутко.

С другой стороны, у меня издание «Посева» 1973 года, где указаны моменты, вычеркнутые советской цензурой. Всегда хотела посмотреть что-то такое, но в руки как-то не попадалось. Понятно, что были вырезаны моменты, касающиеся голода начала 30-ых гг., антисталинские высказывания, да и вообще антисоветские, так скажем.. Иногда просто нелогично вырезались живые моменты. Вот как тут (курсивом выделены убранные цензурой слова):

«Я, кажется, впервые в жизни выругался матом..»

Смысл, конечно, остался, но как-то предложение выглядит более сухим без этих уточнений.

А иногда искажался смысл. Вот, например:

«За Ирпынем и Дымером партизаны освобождали целые районы и устанавливали новую, справедливую советскую власть»

. Под новой и справедливой, судя по контексту (это передача слуха), имеется ввиду совсем не советская власть, какой она была. А всё-таки несколько иная, люди надеялись на глобальные реформы в виде возобновления частной собственности и всё такое. Чем всё закончилось на самом деле, всем известно, да. Проблемы из-за того, что были в оккупации и т.д.

А с третьей стороны, я не могу отделаться от мысли, что автор также ненавидит советскую власть, как и нацистов. И постоянно, рефреном повторяется – всё что творили в 41-43 гг. немцы, уже было раньше. И страшно то, что хоть я и понимаю, что этот вывод нельзя назвать безупречно истинным, но есть что-то в нём… что нельзя, к сожалению, никак отделаться от… не только известного 37, но и от того, что было раньше и что было позже. Например, моя семья в 37 не пострадала. Нечего уже было брать в 37 и некого. А вот раскулачиванию подверглись. Моя покойная бабушка нам показывала дом, который принадлежал её деду. Большой такой, основательный, трехэтажный. Дед её до революции закупал технику в Америке и сарафаны у его дочерей были из бархата. Это какие-то крохи, которые я запомнила из бабушкиных рассказов. Ужасно стыдно, что так мало. Помню, что их выгнали из дома просто. Никуда не сослали, слава Богу, просто выгнали в том, в чём они были. Их приютил какой-то родственник, и жили они потом у него чуть не в сенях. А больше негде. Шесть, кажется, человек. В детстве бабушкины рассказы не казались чем-то сверхъестественным. Ну, пришли, ну выгнали из дома. Ну, тяжело. Обидно смотреть на тот дом, который мог бы быть нашим. Могли бы там жить и всё такое. А сейчас в голове не укладывается. Отобрать дом, собственный дом, в котором всё нажито трудом. Дико.

В общем и целом, довольно тяжелое ощущение от книги. История тяжелая, тон, понятное дело, тоже. Надрыв, граничащий с ненавистью. Понятно за что. Понятно, что других чувств у автора и быть не может. Советская власть (про нацистов даже и неприлично говорить), собственно сделала всё, чтобы вызвать именно эти чувства. Ведь не просто так же некоторые люди в начале даже приветствовали немцев. Не просто так были сотрудничавшие с нацистами. Да, можно говорить о том, что всегда и везде есть люди, которые выживают таким способом, но мне почему-то кажется, что если бы всё было бы нормально в советском режиме, если бы не было того голода, который люди, жившие в 40-ые гг. хорошо помнили, всё бы могло быть чуть по-другому. Но история, как известно, не любит сослагательного наклонения.

Но при всем этом также не могу отделаться от мысли, что приравнивать нацистов к коммунистам или коммунистов к нацистам, как это почти делает автор книги, как-то не правильно. Не могу объяснить. Плохо тему знаю, не могу объяснить, но так чувствую.

А ещё у меня на эту книгу наложился «Маятник Фуко», который я параллельно дочитывала и «Список Шиндлера», который недавно пересматривала. Помните, как у Эко герои объясняют, согласно логике их Плана, Холокост? Типа Гитлер искал какой-то знак, намек, именно поэтому евреев тщательно досматривали и раздевали, прежде чем… Понятно, что это не так, но хорошо ложится, если после того, как почитать Эко, смотреть Спилберга и читать Кузнецова. Начинаешь верить в План, ага. Эко был бесконечно прав. Чтобы ты не написал, сколько бы не отрицал существование планов и заговоров, Они все равно найдут свой План и свой Заговор. Особенно если жизнь страшнее. Если объяснить чем-то жестокость, становится уютнее жить. Но нет, нет и нет. Никаких Планов, никаких Заговоров и прочего не было. Была просто одна беспросветная нелогичная жестокость.

Вопрос только один, а научилось ли человечеству чему-то на примере того ужаса? Непонятно. Мне, честно, не очень понятно.

Комментарии


Прекрасная рецензия, спасибо.

...слава Богу, просто выгнали...


Спасибо за рецензию.