Больше рецензий

Kinokate911

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2023 г. 15:37

721

4.5

Высшая похвала детективу - это, когда зная финал и сюжетные детали, его всё равно интересно читать. Тут так. Даже после просмотра двух отличных экранизаций. И на самом деле странная вещь, что две очень качественные экранизации, каждая из которых хороша по-своему, не передают того, насколько крута книга.

Наверно, это профессиональный навык журналиста-Ларссона - остро преподнести проблему, подобрать слова так, чтобы их смысл глубже оседал в памяти и сильнее задевал души читателей.

Проблема, которую здесь исследует Ларссон, сформулирована в оригинальном названии книги - «Мужчины, которые ненавидят женщин». Он рассматривает её на нескольких уровнях. На уровне семьи в проявлениях домашнего насилия. На уровне властных структур, представителями которых являются, к примеру, опекуны, безгранично злоупотребляющие своими полномочиями. На уровне общества, не замечающего серийных маньяков, маскирующихся под обликом благовидных граждан. К этому добавляется комплекс сопутствующих проблем: коррупция, безнаказанность крупных корпораций, недоверие к правозащитным структурам, журналистская этика, расизм и неонацизм, с которыми боролся Ларссон и в реальной жизни.

«Девушка с татуировкой дракона» не столько детектив, сколько журналистское расследование. Тут не используются стандартные схемы с обозначением круга подозреваемых и раскрытием их тайн через беседы с ними. Хотя подозреваемые имеются, но ведут они себя потрясающе реалистично: просто отказываются отвечать на вопросы журналиста. Но это никак не снижает уровень интриги. В возможности идти по следам героев ничуть не меньше увлекательности, потому что дело ещё и в самих героях.

Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист - яркие личности. Прекрасно показывается, что у каждого за плечами своя непростая история. Прекрасно понимается, что их не спутаешь среди толпы расследующих персонажей из других детективов. И при всей своей неоднозначности они очень симпатичны чисто по-человечески тем стержнем, что есть у них в характере.

И вот в этом одном из лучших детективов современности даже финальный аккорд звучит сильно. От него почему-то отказались в шведской экранизации, но зато отлично воплотил Финчер в своей картине. Для меня это одна из самых запоминающихся, завершающих сцен долгое время была только в кинематографе, но теперь и в литературе.