Больше рецензий

Elena-R

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2014 г. 16:20

262

4

Обстоятельства места, времени и чего-то ещё
Название сборника рассказов «Подожди, я умру — и приду» на редкость неудачное, на мой взгляд. Да, оно цепляет, оно оригинально, но оно может сослужить плохую службу: любители зомби разочаруются, нелюбители – пройдут мимо. И будут неправы. Если вы любите читать о живых, причём обычных людях, вам стоит открыть эту книгу. Она о нас. Ведь большинство из нас не летает к неведомым мирам, не строчит из всех видов оружия, не ходит по подиумам мира, не ездит на бентли, не спасает мир, не складирует поклонников в штабеля, не живёт в родовом замке на высокой горе, не…
Что же тогда есть? Есть просто жизнь. Будни, проблемы, тяготы, вздохи, сожаления, соседи, нереализованные мечты или реализованные не в ту сторону. Кто его знает, почему стрела вечно падает в болото, но не все лягушки превращаются в принцессу?
Есть иногда несколькими штрихами нарисованные истории, но больше даже не рассказы, а небольшие повести, где перед нами на нескольких страницах проходит вся жизнь героев, длинная или не очень. К кому-то начинаешь не только привыкать, но искренне привязываться и переживать, как сложится его судьба. Зачастую жизнь героев счастливой не назовёшь, у каждого есть какая-то царапина в душе, а у кого-то – настоящие «нарывы», почти по Достоевскому.
В самом деле, мне не раз на ум приходило сравнение с русской классикой, можем ли мы вспомнить счастливых героев? И это ощущение своей неустроенности, иногда даже неприкаянности есть у многих персонажей сборника. Маленькие люди как вышли из «Шинели», так никуда и не ушли…
В книге живут персонажи разного возраста, социального статуса. Получился некий срез общества, разнородного и в то же время во многом похожего. Один рассказ (по которому назван весь сборник) посвящён не столь далёкому будущему.
Автор отличается наблюдательностью, как, наверное, все настоящие писатели, поэтому герои воспринимаются живыми, не картонными, натужно выдуманными. Вот нам рассказывает о себе маленький мальчик:

«Озеро, на которое мы едем в Петербурге, находится в театре – мама говорит, что в этот театр обычно пускают одних только иностранцев, потому что это бывший царский театр, маленький, и много народу туда не влезает. Пока мы здесь не устроились, живем в маленькой чужой квартире, где пахнет чужими вещами и кошкой, и ездим в ужасно глубоком метро – даже не видно дна».


Понравился сам стиль А. Матвеевой, лёгкий, ироничный и в то же время не однородный в каждом тексте.

«Таких, как Ваня, в прежние времена считали хулиганами, а теперь со скорбным лицом говорят: «гиперактивный ребенок с дефицитом внимания». И прописывают таблетки для усидчивости и мозговой деятельности. Ваня по кличке Баян – хорошенький пятиклассник с лицом правого ангела «Сикстинской Мадонны». Херувим-поганец. У Вани жуткий нервный почерк, как у смертельно уставшего от писанины доктора, дежурящего третью неделю подряд».


Когда же об очень серьёзных вещах человек может сказать простыми словами, это иногда цепляет гораздо сильнее, чем самый высокопарный слог.
В 2013 году сборник был финалистом премии «Большая книга». Вполне заслуженно.

Источник

Комментарии


А мне как раз что-то философское навеяло в названии...
И рецензия это подтверждает :)
Ой, написала, а потом поднялась посмотреть кто автор - обожаю ее рассказы! Надо будет обязательно прочесть эту книгу.