Больше рецензий

18 марта 2023 г. 18:12

95

2.5 Спойлер Мастер-класс по уничтожению собственного лора

Совершенно не понимаю, зачем вообще эта книга была написана, и, более того, к финалу окончательно укрепилось ощущение, что сам автор в понимании этого от меня недалеко ушёл.

Он как будто хотел объяснить, что будет после произошедшего календарного всплеска, но не вытянул ту высокую политику, в которую сам же зачем-то полез. И, не представляя, как его герои должны перестраивать всё управление, государство и общество, внезапненько перепрыгнул на личные драмы, просто игнорируя все им же заявленные проблемы. Политический кризис разрешается щелчком пальцев, при этом одну любовную драму никак не могут решить почти пятьсот страниц.

Формально сюжет пытается сосредоточиться на последствиях революции и показать, как остатки гекзархата жили последние девять лет, пока Куджен внезапно не очнулся и не понял, что пора всё возвращать, как было. В последствии автор даже попытается объяснить, зачем это, но лично я эту мотивацию нашла крайне неубедительной.
Впрочем, пока неважно.
Куджен, значит, вытаскивает откуда-то из загашника вдруг возрождённого Джедао и говорит "воюй, потому что мне надо". Тактический гений, вдобавок снабжённый экспериментальными вундервафлями, настолько гениален, что, конечно, всех может победить, прямо выйдя из своего аналога склепа, и вот уже впереди маячит новое Адское Веретено.
Где-то по галактикам всё ещё скачет Черис-Джедао, которая каким-то хитрым образом выстроила себе новую личность, то ли интегрировав в себя части мертвеца, то ли сойдя с ума, там не очень ясно. Но у Черис тоже есть какой-то особый план, и она его придерживается.
В принципе, сама по себе завязка даже неплохая.

Только вот с реализацией беда.
Её нет.
Ничего осмысленного нет - между завязкой и финалом расположено только унылое ничего, заполненное разнообразными красивостями.
Текст настолько слабый, что непонятно, как из него выжать хоть что-нибудь, кроме тоски.

Что вызвало особенно много вопросов, так это лор. Автор к третьему тому внезапно решает приоткрыть то, что до этого никак не объяснялось, от механики высокого календаря до экзотического вооружения, и это тот редкий случай, когда лучше было уже вообще ничего не трогать, потому что попытка что-то описать сделала ещё хуже. Даже те куски, которые как-то работали раньше, сломались полностью. Даже не знаю, что меня смутило больше - внезапно "живые" корабли-моты, которые оказались отдельной порабощённой расой, о чём почему-то никто не в курсе, или не менее внезапно заговорившие на высоком языке сервиторы.
И я как бы не спорю, что оно имеет право на существование, если сферически в вакууме, но просто в первых двух томах всё это иначе описывалось, и в результате лор между собой просто не стыкуется.

Не стыкуются и персонажи, кстати.
Более-менее соответствует тому, что выписано было раньше, разве что Микодез, который все ещё худо-бедно опирается на разумные решения и управляет окружающими так, чтобы они от этого не впадали в истерику. К тому же, он мало появляется, и как-нибудь серьёзно навредить предыдущему образу автор не успел.
Все остальные, от Джедао до Брезана, оставили мозги в предыдущем томе и получили вместо них овсянку, взбитую с ванильным сахаром. Все всё время жалуются друг другу на жизнь, рассказывают о том, как они несчастны и как им не хватает любви, а в короткие моменты просветления - что нет шансов победить, потому что потому. Тот факт, что нельзя победить, ничего не делая, как-то при этом упускается из виду.

Грандиозное разочарование - Куджен. В первых двух томах он был настолько загадочной и всесильной фигурой, что я прямо воспрянула, когда увидела, что его будет явно много (Куджен появляется аж с первых страниц и играет очень активную роль). Но нет, автор и его умудрился запороть, полностью перечеркнув всё то, что было написано в предыдущих книгах, и сделав из него лирического страдальца вместо умного, хитрого и крайне продуманного психопата. Совершенно непонятно, как местная версия Куджена вообще смогла просуществовать столько времени, он ещё пять веков назад должен был захлебнуться теми розовыми соплями, которые разводит в промышленных масштабах. И задушиться жемчужными бусами.

О, вот это моё любимое: жемчужные бусы, серьги, браслеты и треклятые кружева.
(Спасите.)
Я к середине тома осознала, что мне как будто бы подсунули плохой ромфант, где персонажи только переодеваются и признаются друг другу в сложных запутанных чувствах, а потом опять переодеваются, стоя у шкафа, которому, кстати, посвящён целый разворот. Сколько раз автор описал, как Куджен красится и как прекрасны его глаза, подчёркнутые тенями, я даже сосчитать не могу. Да во имя Императора, я с первого раза поняла, что Куджен только и делает, что думает о моде и роскоши, можно дальше уже что-нибудь.
Конечно, можно, только это будут ещё романтические страдания и прикладывания дрожащих рук к разным частям тела.

Вообще страдания - это прямо то, на чём держится весь третий том. Какого бы то ни было действия тут практически нет, есть только страдания, преимущественно - романтические, ну и ещё семейных немного насыпали, страниц на пять.

Там, где не страдания, там секс.
Очень много времени уделено именно ему, и, как бы я не пыталась найти в этих сценах смысл, ни одна из них не влияет на сюжет. Мало того, что они бессмысленны сами по себе, так и, на мой вкус, весьма плохо описаны, автор прямо довольно сильно скатывается в обычную - и потому очень скучную - пошлость. Тот факт, что все сцены исключительно гомосексуальные, ничего не меняет - они были бы унылы при любом сочетании партнёров.
Возможно, их бы слегка оживило разве что добавление каких-нибудь ксеносов. И демонеток.

Тема пластичности пола, гендера, ориентации, самовосприятия и прочих модных веяний тут педалируется на полную катушку. Во втором томе она тоже была, но показалась мне намного более аккуратной и вплетённой в общую атмосферу, в третьем же вся атмосфера только из этого и состоит. И, вот парадокс, вся остросоциальная проблематика выписана настолько вяло, что читать её откровенно скучно. Я не знаю, что оно всё по авторской задумке должно было вызывать, но у меня вызвало только зевоту.

И вот, продираясь сквозь романтические страдания, текстовую порнографию и кружевные рюшечки, я отчаянно ждала финала, потому что, если верить экспозиции, хотя бы там могло быть что-то грандиозное, приближенное по накалу страстей к сражению на "Мстительном Духе". Ну хотя бы отдалённо. Ну пожалуйста. Ведь можно же было.
Можно, но не случилось.
Финальная встреча всего этого космического цирка в виде старого недо-Джедао, нового пере-Джедао и Куджена оказалась тем же унынием с розовыми соплями, что всё предшествующее. Мне сложно всерьёз относиться к драматичности момента, в котором главный непобедимый злодей, закончившийся как бы невероятными усилиями, склеивает ласты со словами "больше тебя никто не полюбит". Что это? Зачем это? Даже если бы он злодейски расхохотался безумным смехом, было бы лучше, честное слово.

Первый том, помнится, заворожил меня мрачной красотой далёкого будущего и богатыми аллюзиями на вселенную Вархаммера, но, кажется, автору на нём и следовало остановиться. "Гамбит" был триллером о космической бесчеловечности и вселенской тоске, но спустя тысячу страниц мутировал почему-то в скучнейший бульварный романчик, плохо слепленный из бус и робких генерало-майорских поцелуев.
И это, к сожалению, ни разу не шутка.
(Спасите. [2])

В общем, всё это очень тоскливо и вызывает чувство глубочайшего разочарования. Я бы поняла этот роман на Ваттпаде, но в виде книги, к тому же, столь обласканной премиями - что-то не очень.