Больше рецензий

15 марта 2023 г. 17:56

460

5 все мы равны перед тем "зелёным шатром", что бы с нами ни происходило, при каких бы режимах мы ни жили

«Кажется, мы стали взрослыми, но теперь я знаю гораздо меньше, чем в юности»

Если есть книги, которые щедры на эмоции, на воспоминания, на описание жизни, быта, непростых судеб трёх десятков людей, как некие невидимые силы сталкивают их, переплетают и разводят, то не в последнюю очередь это книги Людмилы Улицкой. Читать её романы — как путешествовать во времени, в наделёкое советское прошлое, полное личных и коллективных катастроф, идеологических противоречий, конфликтов личности и окружающего государства... Людмила Евгеньевна берёт семейные альбомы нескольких семей и словно слагает былину, сагу о прошедшем, далёком и близком, как эпохи перекликаются в родителях, детях, внуках и правнуках. Читать это увлекательно и полезно. А кто критикует Улицкую, мол, советское у неё всё плохое, а диссдентско-интеллигентское всегда хорошее, те просто не читают внимательно её книг.
картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«Зелёный шатёр» (роман Л. Е. Улицкой вышел в 2010 г.) словно соединяет живых и мёртвых, недаром он (этот самый шатёр) приснился одной из главных героинь Ольге, представительнице самой что ни на есть показательной советской номенклатурной семьи, где отец дослужился до генерала, а мать — редактор литературного журнала и участница травли Пастернака. Только гораздо позже узнает Ольга о своих далёких предках, по линии матери все они были евреи и православные священники, да вот отреклись дети от своих корней после революции. Только во сне, накануне смерти, видит Ольга этот шатёр, в который стоит очередь из умерших, объединяя поколения — независимо от идеологий, разногласий, обид и вероисповеданий...

Роман большой, яркий, многословный, но он отнюдь не хаотичный, как тоже пишут некоторые в отзывах. Эти истории, начинающиеся с детства трёх школьных товарищей и трёх девочек-подруг, со дня смерти Сталина, с первых дружеских посиделок и приключений, с влюблённости в школьного учителя, который раскрыл тайны литературной Москвы трём своим ученикам, с первой драки, первой влюлённости, первых разочарований... Эти истории отнюдь не покрыты замшелой липкой пылью прошлого. Улицкая так тонко и стилистически безупречно передаёт дух старой Москвы, выстраивает сюжет с переплетением разных по происхождению и социальному уровню героев, показыват, как взрослые влияют на младших, как зёрна красоты, любви к стихам, к музыке, к литературе, к истории... роняются в почву детских душ и как они потом прорастают, влияют на их судьбы...

Тихий скромный Саня, который живёт с интеллигентной благородной бабушкой, увлекается музыкой и всё время посвящает игре на фортепиано. Бесшабашный и громкий Илья, душа компании, у которого всегда сотня знакомых, он увлекается фотографией. Чуть забитый и поэтичный Миха, сирота, живёт у третьей уже тётки, он боготворит бабушку Сани Анну Александровну. И три девочки: всегда справедливая и склонная к языкам Оля, простая и прямая спортсменка Галя, чуть наивная и дружелюбная Тамара, которую Оля спасала от травли в школе. И ещё несколько десятков персонажей, которые своими судьбами, влюблёностями, трагедиями, превратностями судьбы сталкиваются и пересекаются с теми шестью...

Конечно, одним из главных действующих лиц этого романа является советское государство, его судебно-репрессированная машина с винтиками-людьми (разными, и сочувствующими, человечными, и абсолютно жестокими исполнителями, палачами). Герои становятся частью диссидентского движения. Тут и евреи, которые хотят уехать в Израиль, и репрессированные в поисках дома, и медицинская, и учёная интеллигенция, и литературная, читающая публика, и академическая среда, преподаватли и профессора... Описано время от хрущёвской оттепели с её надеждами и до времён полного разочарования в режиме и желания уехать, сбежать из этой клетки, в которой всё тяжелее оставаться собой и невозможно дышать. История о самиздате, о том, как перевозили за границу тексты Пастернака и Солженицына, как печатали журналы, как гнобили писателей, как распространялись стихи, романы, новости... Как зрело правозащитное движение, эти маленькие ростки, пробивавшиеся словно невидимые травинки через толщи асфальта — броню существовавшего режима.

«Непостижимый, странный закон: к чувству собственной вины склонны всегда самые невинные»

Невозможно передать все сюжетные линии, эти повороты и скачки далеко вперёд и глубоко назад во времени (охватывают период от смерти одного Иосифа, кровавого тирана, и до смерти другого Иосифа, гениального поэта-эмигранта). Мозаика этого полотна слагается из множества собранных и рассказанных историй. Улицкая сумела восхитить и тронуть сердце и мысли, эстетически поднять читателя до уровня исследователя эпохи, улавливающего вечные и сиюминутные звуки, мелодии быта, творчества, встреч, любовных совокуплений, поиска красоты, вдохновения в искусстве и науке, опоры — в другом человеке, в дружбе, в своих корнях, в собственном деле.

Замечательный роман, так актуальный в дне настоящем.

«...грандиозная ложь, цинизм, непостижимая жестокость, бесстыдная манипуляция людьми, теряющими человеческий облик и достоинство от страха, окутывающего всю страну тёмным облаком. Облако это можно было бы назвать сталинизмом, но Миха уже догадался, что сталинизм только частный случай зла огромного, всемирного, вневременного — политической деспотии»