Больше рецензий

12 марта 2023 г. 14:22

605

4 Революция приходит не сверху и не снизу - она наступает, когда истончаются все истины... (Захар Прилепин)

Если роман "Патологии, первое произведение Прилепина, был этаким потоком сознания, попыткой выговориться о военном опыте, а скорее даже передать мироощущение человека на войне, отсюда некий сумбур и обрывистость того текста, то вот "Санькя" - книга с куда большими претензиями. Это и политический манифест, и социальный комментарий, и попытка философски осмыслить непростую судьбу русского народа, и даже слегка заглянуть в его будущее.
Либералы, националисты, почвенники, левые, правые, как их ни назови, на страницах романа пытаются найти "новый - хорошо забытый старый" путь для постсоветской России. Спорят до хрипоты и ненависти друг к другу, предлагая свои варианты, как из кусков старого рухнувшего дома построить новый, само собой, лучше и краше предыдущего.
Даже если вам не интересны все эти философские прения, книга может увлечь атмосферой начала двухтысячных: митинги, погромы, политические движения, еще не зачищенные правительством до нынешней аморфной массы и, наконец, дикая пропасть между купающимися в шальных бабках счастливчиками, наворовавшими еще в девяностых, и выживающими на нищенскую зарплату врачами-учителями провинции.
Перед нами последнее поколение дворовой пацанвы, выросшей без интернета. Следить за их похождениями, стычками с кавказцами и ментами, увлекательно и без всей политической подоплеки романа. Умеет Захар создавать запоминающиеся, неглубокие, но крайне выпуклые, образы. Они могут быть вам симпатичны или омерзительны, но одного у этих людей не отнять - искренности по отношению к себе и миру. Все остальные либо безразличны к происходящему в стране, либо корыстно заинтересованы в ней. По словам главного героя: "Пожирают свою страну, пока мы пожираем свою душу".
Многие читатели в своих отзывах отмечают общую депрессивность повествования. Мол, иной раз читать невозможно, тоска лютая, закрыть хочется. Но разве это не то самое чувство, что и порождает этот русский бунт. Когда нет надежды, нечего ждать, а жизнь продолжается, и надо что-то делать. Ни Саша ни другие союзники не могут отмахнуться от этой тоски, просто закрыв книжку. Это их реальность, их судьба, если угодно. Эту пустоту ощущают все герои романа, начиная от матери Саньки до либерала Безлетова. Только реагируют на нее по разному. Кто-то смирением и принятием, кто-то отчаянием, ну а кто-то ненавистью. И вот этого у героев Прилепина хоть отбавляй. Они будут биться за свою правду, не соглашаясь с тем местом в мире и обществе, которое им определила существующая власть. Недаром союзники постоянно говорят, что это не их государство, что у них отняли страну. Быть чужими на своей же земле для Саньки и других, таких как он, невыносимо. Может быть, в другом лучшем мире эта честность к себе и готовность до конца стоять за свои идеалы помогла бы им творить великие и прекрасные вещи, но в реальности, описываемой здесь, России выход они видят только в попытках уничтожить или хотя бы пошатнуть существующий порядок.
Я легко могу понять позицию большинства - мол, быдло безработное, вот они кто. Надо бы их всех на завод, а девчонкам по корове раздать. Даже спектакль по мотивам "Саньки" получил название "Отморозки". И подобная позиция также выражена в романе устами некоторых героев. Сам Тишин корит себя за то, что сидит на шее у матери, впрочем зная, найдя работу, так же как она будет жить в бедности и вечно задаваться вопрос : "Я что плохо работаю?".
Нравится это обывателю или нет, но историю будут творить именно такие, полные энергии и готовые действовать несмотря ни на что, люди. Ад или рай они устроят на земле, вопрос другой. Мир меняется, страна меняется, и пока большинство просто живут, приспосабливаясь к изменениям, эти люди готовы порождать и направлять эти изменения, и как следствие бесконечные конфликты. Ведь на любую силу есть противодействие.
Финал романа прекрасно подводит итог основной мысли - для Саньки всё закончилось, но пока стоит мир все новые и новые поколения людей, которым общество отвело при рождении вполне конкретные роли на самом дне социума, будут бороться за свой лучший мир. И дело здесь не в результате, а в самой неизбежности этой борьбы. Которая становится смыслом их жизни и смыслом смерти.
Про язык Захара много писать не буду. Он как всегда хорош, лаконичен, под стать героям в меру груб и в меру лиричен. Отмечу лишь прекрасную символическую параллель между описанием сцены секса с Яной и избиения героя ментами. И то и другое дает Саше сильнейший опыт переживания острейших эмоций и ощущений, столь разных и в тоже время одинаково сильно изменяющих душу героя. Ну и рассказ об умирающей русской деревни вряд ли оставит равнодушными тех, кто видел этот процесс воочию.
С момента выхода книги прошло 17 лет. Государство все же одержало верх (правда довольно сильно само изменившись), вся оппозиция, все молодежные движения, сама политика в стране по сути сузились до точки. Буйным головам, включая самого Захара, история неожиданно предоставила полигон для борьбы за свою правду и совесть. Ну а избежит ли современная Россия революций в 21 веке, найдет ли себя идейно русский народ, покажет лишь время. Которое, к сожалению, несется слишком уж быстро.