Больше рецензий

11 марта 2023 г. 22:25

449

4 "Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть"

Кто не слышал про пугающее создание Франкенштейна?

Этот образ довольно плотно влился в культуру и вполне здравствует даже спустя 200 лет. Но, честно признаюсь, мои обрывочные сведения, без знакомства с оригиналом, очень отличаются от основной идеи книги Мэри Шелли.

«Франкенштейн» – это небольшая книга, которая дает нам представление о событиях с точки зрения трех рассказчиков:

1) капитана, который жаждет открыть что-то новое на северном полюсе и случайно встречающего на своем пути двух странных путников
2) Виктора Франкенштейна, рассказывающего свою безумную историю
3) Безымянное создание Франкенштейна.

Вот как раз история последнего рассказчика, на мой взгляд, самая интересная и проникновенная. Создание («чудовище» или «монстр», как его повсеместно величают в книге, мне очень не нравится, поэтому буду называть так) своим небольшим рассказом дает прочувствовать глубину эмоций, развитие и упадок, душевные порывы и искренние желания. Сквозь текст ощущаешь и проживаешь с ним удушающее одиночество уродливого существа.

Не смотря на страшные, ужасные вещи, которые сотворило Создание, для меня главным неприятным персонажем является именно Виктор Франкенштейн. Этот герой в книге Мэри Шелли все-таки является главным персонажем.

И что же мы о нем знаем?

Ученый и трусливый безумец - это если кратко и с моей личной негативной окраской.
А по факту Франкенштейн – это ослепший от страсти познания и поисков новых достижений ученый, которого поглотила цель.

«Вижу цель, не вижу препятствий» - чем не девиз Виктора?.
А когда конечная цель была достигнута (оживление мертвой материи), чувство ответственности молниеносно его покинуло, он умчался от содеянного в закат, попутно то и дело впадая в разные болезни и беспамятство. Виктор как маленький ребенок просто сбежал, ожидая, что все, что он наворотил как-то само рассосется, пока он будет содрогаться и предаваться болезни. Франкенштейн впустил в жизнь новое существо, которое сразу же отверг и обрек тем самым на всепоглощающее одиночество. Создание было как ребенок – открыто всему миру, но его страшный облик только пугал, его гнали ото всюду, убегали, стреляли.

В голову сразу приходят слова Печорина из «Героя нашего времени» :

«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Создание Франкенштейна, увы, пошло именно по такому пути.

С каждой главой история обрастала все более мрачными красками, ненависть застилала глаза и переросла в дикое, мстительное и безумное противостояние.

Виктор Франкенштейн захотел стать Творцом, послужить толчком к развитию науки, но не смог пережить содеянного и полюбить свое творение. Он эгоистично впадал в припадки, нервно истощался, но совершенно не предпринимал никаких попыток исправить положение, пока не стало совсем поздно.

Также, если смотреть современным взглядом, то можно увидеть вполне актуальную проблему жестокости по отношению к тем, кто не похож на нас. Внешние различия застилают глаза, заставляя причинять боль хорошим и добрым по своей сути созданиям, тем самым лишь приумножая зло и жестокость.

История Франкенштейна получилась глубокой, сильной и горькой. И на самом деле очень интересной и гораздо многограннее, чем я ожидала. В современности эту историю перекроили и превратили больше в фантастическую (при упоминании Франкенштейна в голове всплывает образ этакого зомби), но она, несомненно, оставила сильный отпечаток в литературе и вот уже два столетия также ярка и известна.