Больше рецензий

Gosteva_EA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 января 2014 г. 16:45

1K

5

Когда я вырасту, то буду работать великаном, но не тем, который ест детей, а тем, который их ловит, если они падают в море, а потом возвращается домой.

Книга мурашечная и переживательная. У меня в книге было двадцать закладок. Двадцать закладок на двадцати страницах, где можно было найти двадцать доказательств того, что книга трогательная, умная, интересная, захватывающая, глубокая, развлекательная, увлекательная, жестокая, ироничная, героическая, болезненная. Но эти двадцать вырванных из контекста цитат не могли бы дать никакого представления об эмоциях, заложенных в "Комнате".

Повествование идёт от лица мальчика, которому исполняется 5 лет. Жаль, на торте, испечённом его мамой, нет пяти свечек, зато есть пять шоколадок, отложенных мамой из "воскресных подарков". Ма могла бы попросить свечки, но она предпочла обезболивающие таблетки, без которых она не может жить - так сильно болят её зубы. А у Джека зубы не болят, потому что Ма заставляет чистить их после каждого приема пищи. А еще Ма кормит Джека грудью и зелёной фасолью. Джек любит мамино молоко и терпеть не может зелёную фасоль. Еще Джек любит бегать вокруг кровати, делать змею из яичной скорлупы, слушать стихи, смотреть телевизор, но не больше одной программы за раз, потому что иначе все клетки в мозгу могут умереть. Джеку нравится ковёр, потому что на нём всё ещё осталось пятно, обозначающее место, на которое попал Джек, когда вылез из живота Ма. А не нравятся Джеку две вещи (ну, кроме зелёной фасоли): когда Ма "уходит" и когда раздаётся бип-бип, приходит Старый Ник и скрипит кроватью. Джек считает скрипы и свои зубы, а потом он засыпает в своём шкафу, куда Ма прячет его каждый вечер, еще до прихода Старого Ника.

В "Комнате" Эммы Донохью живёт молодая женщина, которая могла бы быть фаулзовской Мирандой, только сильнее духом и умнее, и маленький мальчик, из которого вырос бы отличный Холден Колфилд. А главный злодей слишком бытовой, мелкий и почти безобидный; и чем дольше читаешь, тем больше думаешь, что может и вовсе не он главный злодей и враг Ма и Джека...

Речь от лица мальчика в настоящем времени даёт автору возможность описать мир комнаты, да и впоследствии мир вне её, т.н. реальный мир, с новой точки зрения, доступной только парадоксальному детскому мышлению, не отягощенному стереотипами. Это совершенно иной взгляд на ужасное и привычное.

"Комната" напоминает о многих вещах. Например, о том, как тяжело воспитать ребёнка так, чтобы он и в общество вписывался, и при этом не потерял своей индивидуальности; чтобы он научился отделять важное от неважного; чтобы самой не стать жертвой и рабой своего чада, но не задавить его личность при этом; чтобы он понял те вещи, у которых нет логичного объяснения. Или, скажем, о том, как в современном обществе принято реагировать на чужую беду - неуемным любопытством, медийным преследованием, глупыми вопросами и неуместными дискуссиями. Автор делает саркастический выпад в сторону "умных ток-шоу", где люди блещут интеллектом по поводу несчастий или достижений других людей:

- Да, внутри каждого из нас заключен маленький ребенок, как в комнате один ноль один, - произносит, кивая, еще один мужчина.
- А потом, когда этот ребенок выходит на свободу, он обнаруживает, что страшно одинок в этом мире.
- И страдает от сенсорных перегрузок модернизма, - добавляет первый.
- Скорее, постмодернизма.
- Но разумеется, на символическом уровне Джек олицетворяет собой жертвоприношение ребёнка, - говорит она, - труп которого замуровывают в фундамент сооружения, чтобы умиротворить духов.
- А мне кажется, что более подходящим символом является образ Персея, который был рожден от заключенной в темницу девственницы и выброшен в море в деревянной бочке. Иными словами, это жертва, превратившаяся в героя, - возражает ей один из мужчин.


Для меня "Комната" стала книгой, прежде всего, о материнском подвиге и о противоречивости понятия свобода. И, вопреки чудовищности заточения Джека и Ма и последующих событий, роман оставляет после себя светлое впечатление, лишь немного подпорченное грустью.

Книга прочитана в рамках игры Дайте две! Читаю вместе с Seterwind

Комментарии


Отличная рецензия!! +++++++......


Спасибо)


Мне тоже очень понравилась рецензия и увлекла) Книга в планах)


При кажущемся "страшном" сюжете книга не страшная и не жестокая. Надеюсь, вам понравится.


Интересная история)))) Будучи мамой сама трепетно отношусь к таким книгам


Мне книга напомнила фильм Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна", где отец в концлагере создавал для сына такие условия, чтоб ему казалось, что всё вокруг - это увлекательная игра...


Хорошее сравнение! Судя по Вашей рецензии и сравнению, книга должна быть отличной.


А на книгу и разгромных рецензий много... Для меня есть два типа хороших книг. Первый тип - это когда книга умная, и это понятно с первых десяти страниц, в ней есть и психологизм, и/или захватывающий сюжет, и огромный культурный пласт знаний, отражающий интеллектуальный багаж писателя; такие книги пишут Фаулз и Кундера. Второй же тип при кажущейся простоте языка и сюжета заставляет самого читателя найти в книге, возможно, больше, чем в ней есть. Эти книги не нужно конспектировать, их нужно эмоционально проживать; они дают читателю больше свободы. К таким книгам я бы отнесла "Над пропастью во ржи", скажем.


Конъюктурная повесть, написанная отвратительным языком.


Бяда) А мне понравилось)


Как не печально, но по статистике многие маньяки как раз и вышли из таких вот семей.


Из каких семей? Из семей, которые несколько лет сами жили в заточении у маньяка?


Нет, из которых матери вот так воспитывают детей!


Думаю, в книге не совсем стандартная ситуация...


Она у меня давно в хотелках, прочитаю и может пойму эту ситуацию лучше. А ваша рецензия еще раз мне о ней напомнила, отлично написали.