Больше рецензий

ellebooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 марта 2023 г. 19:23

156

2 Спойлер

Да простят меня сюрреалисты, но для меня, человека привычного к этому жанру именно в живописи, и впервые повстречавшего литературного представителя данного направления, эта книга сюрреалистичной совсем не показалась.

Сюрреализм - это когда ты подходишь к картине и сразу видишь всю её странность, сразу считываешь контекст, в который ты оказываешься погружён, и сразу настраиваешься на соответствующую волну. Картины Дали не притворяются условно-"нормальными" в течении двадцати минут, чтобы с двадцать первой по двадцать пятую внезапно обернуться первородным хаосом и нагромождением символов, и обрушить всю массу своего авторского взгляда на неподготовленного, ничего не ожидающего  зрителя. Это не скример, сотворённый посредством художественных средств, это отдельная маленькая реальность, живущая по своим собственным законам.

Поэтому та долгая пауза, в течении которой «Слуховая трубка» притворялась нормальной, и рассказывала историю старушки, которая прожила нормальную жизнь и теперь из-за возраста оглохла, стала трогательно-наивной, какими бывают все сильно возрастные старички - эта пауза воспринимается просто как некий отрезок времени, в который у автора случилась... осторожно назову это творческой патологической ремиссией. Которая закончилась, и последние главы взяли и по-полной расчехлили, запалили напалм - опустили читателя в кипящее масло картины «Искушение святого Антония», в тошнотворно-ирреальную смесь творений Сальвадора Дали и Иеронима Босха, проросших друг в друга.

Сюрреализм? Замечательно! Но почему тогда не с самого начала? Если это не книга-повествование, а книга-искусство, то где было искусство долгие первые три четверти текста? Почему в последнюю четверть оно так густо и бескомпромиссно перемешало небо с землёй, а реальность с психоделикой, религией, историей, и прочими вещественными и невещественными материями человеческого бытия?

В итоге единственное, с чем я могу сравнить эту книгу, это с популярными в интернете подборками, к примеру, автопортретов Пикассо под названием «как со временем изменяется творчество художника, страдающего психическим заболеванием». Там наблюдается ровно та же самая динамика - от условной нормы (или визуального соответствия наблюдаемой действительности) до чего-то странного и тревожного. И в данной книге самое большое впечатление после себя оставляет как раз этот самый эффект.


п.с. И да, обращаясь к аннотации, эта книга совершенно точно ничего общего с «Алисой в стране чудес» не имеет. Даже близко. «Алиса» - это игра, это весёлая чепуха, это здоровая и затейливая фантазийная необычность, она не несёт на себе печать специфического, глубинного выкорёживания мира, которая присутствует в «Слуховой трубке».