Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

8 марта 2023 г. 14:39

656

3 50

Все начинается с того, что Эдипа получает оповещение о том, что ее бывший мужчина назначил ее распорядителем своего имущества после смерти, и теперь ей необходимо отправиться в другой город, чтобы заняться этим хлопотным дельцем. Однако, отправившись по делам наследства, она совершенно ими не занимается, т.к. находит следы некоторой подпольной организации (подпольной почты) и переключает свое внимание на раскрытие этой тайны.

И с этого момента начинается много всякого интересного.

Судя по тексту, у дамы есть некоторые проблемы психологического характера. Она общается со своим психологом, который между делом предлагает ей попробовать LSD, т.к. он проводит некоторые исследования и опыты… и тут надо оговориться, что не совсем достоверно известно, что на данный момент она ничего не принимает или не принимала, потому что все ее действия/мысли вызывают некоторые вопросы и заставляют сомневаться в ее вменяемости.

К тому же она сама в какой-то момент задается вопросом, а не бред ли все это? Она сама сомневается в какой-то момент в своём психическом здоровье, и тут есть немало поводов поддержать эту ее мысль.

Текст насыщен символами и отсылками: имена героев (Эдипа, Фаллопян, город Сан-Нарцисо), есть периодические отсылки к Фрейду и Юнгу. Внутри текста есть другой текст, который как бы в миниатюре разыгрывает историю самого романа в аллегорической форме или мы ее там видим: ну не просто же так нам на много страниц подробно описывается некоторая пьеса? А может быть и просто так, ведь по сути этот текст Пинчона это текст ради текста, энтропия букв, слов и смысла.

Далее… Текст немного кафкианского толка. Все происходит совершенно нелогично. Действия героини мало мотивированы, логика или отсутствует совсем или она очень странная. Повествование достаточно неровное, есть ощущение, что выпадают некоторые куски, которые я списывал на то, что героиня не совсем в здравом уме, отчего часть событий она просто не помнит: мало того, что у нее явные проблемы психологического характера, так она еще беспрерывно пьет (причем не мало), то есть к шизофрении можно еще добавить алкоголь и связанные с ним расстройства, а можно еще посчитать, что алкоголь усугубляет действие принимаемых препаратов (или просто берем психологические проблемы и добавляем изрядные дозы алкоголя). Неслабый букет, да? Такой себе рассказчик получается, не самый надежный и последовательный.

Переходя от текста и героев к автору. К этому всему добавляется некоторое авторское увлечение «энтропией». Толковать это можно по-разному, что собственно и делают многие исследователи, но в контексте литературы постмодерна это можно понимать как некоторую потерю определенного смысла, который теряется в результате того, что индивидуальный опыт автора, на основе которого строится текст, предельно уникален и не совпадает с опытом читателя, отчего текст не может быть считан так, как его задумал автор. В итоге часть авторских интенций не считывается или же считывается неверно, но и в свою очередь читатель вносит в текст некоторое понимание, которое автором было не заложено, — то есть мы приходим к одному из постулатов постмодерна, что текст может быть считан бесконечным количеством вариантов (и ни один из них не будет правильным как и ошибочным). Продолжая эту тему можно сказать, что если текст максимально насыщен символами, которые не являются предметными, то это усложняет текст и создает много вариантов его считывания.

Лично я вижу в стремлении героини приобщиться к тайном подпольной почты попытку найти ответы на экзистенциальные вопросы. Это некоторый способ коммуникации, аналог сакрального тайного языка алхимиков или каббалистов, который содержит истину и скрывает ее от профанов. В общем, логика тайных обществ, логика сакрального. То есть этот текст такая аллегория любого экзистенциального поиска, поиска сакрального знания или поиска ответов на вопросы, на которые априори нет однозначных ответов.

Текст выходит максимально насыщенный. Героиня прыгает с одного на другого, что каждый раз дает нам новых персонажей и новые повороты сюжета, многие из которых тупиковые, а к чему-то порой возвращаемся. Ответов в итоге нет, роман заканчивается так, будто он не дописан, что оставляет ощущение какой-то незавершенности… но разве шизофрения может быть чем-то завершенным?