Больше рецензий

bookeanarium

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2014 г. 09:32

642

5

Почему «Цвингер» так важен? Его написала Елена Костюкович, переводчик Умберто Эко. Это же как переводчик Сталина, Черчилля: хранитель тайн. И она создала огромное батальное полотно, на котором уместилась целая эпоха – с начала ХХ века до наших дней. Костюкович феноменально обращается с языком: «впарковал автомобиль в узчайшую щель», «вечно приторочена глазами к экрану», цитировать можно долго и с наслаждением. А её словарный запас поражает даже бывалых: «Цвингер» - текст, который стоит читать со словарём; если обычный человек скажет «шотландка», то Костюкович – «рисунок тартан». Но при этом если на страницах встречается персонаж из простых – то и речь будет не академическая, а будто подслушанная на базаре. Стилизация – действительно её сильная сторона: персонажи «Цвингера» говорят не языком Костюкович, а каждый – своим собственным, это ценно и редко.

Собственно «Цвингер» - это музей-дворец, известный по всему миру, это название, связанное с уничтожением во время Второй мировой войны картинной галереи уровня эрмитажных хранилищ, которое удалось предотвратить. В момент, когда полотна Боттичелли, Тициана, Ван Дейка, Рубенса были сброшены в шахты и заминированы, очень вовремя появился дедушка Елены Костюкович, без которого шедевры были бы навсегда утеряны. Но даже цитируя настоящие архивные документы, автор не превращает книгу в рассказ для внуков про свою героическую семью, она использует «остранение», возвышается над частным и личным. И хотя многие темы, которые затронуты в книге, связаны с Костюкович (то же искусство перевода, те же книжные ярмарки), нет ощущения, что написана хвастливая биография семьи, зато возникает чувство, что она вложила в роман абсолютно всё, что могла сказать и даже больше.

Вдобавок её глубокие знания, - это какой-то космос для читающего. Например, если она говорит об итальянской кухне (написала о ней пару книг) и ресторанном деле вообще, то на мишленовском уровне. И будет сказано не только чужеродно-таинственное «к лабардану вальполичелла», но и образное «меню проектируется как дом: с фундамента до чердака», выдавая секреты «в поленту добавляется столько сыра, что золотой цвет вытесняется молочным». И вот так, как она обращается с описанием еды, будет с каждой темой, за которую она возьмётся: архивисты, музейщики, Вторая мировая война, книжные ярмарки, олимпиада-80, железный занавес, переводчики, Европа, гастарбайтеры. Намешано многое. Из такого количества компонентов приготавливают абсент (до сорока ароматических трав плюс алкоголь). И по сравнению с обычными книгами, которые – пустая водица, чаёк, морсик, у Елены Костюкович текст такой крепости и плотности, что его невозможно проглотить за ночь, это дижестив, употребляемый медленно, вдумчиво.

Опытным путём определено, что возрастной ценз для чтения «Цвингер» - не менее 30 лет. У тех, кто младше, просто нет нужных воспоминаний. Ведь на протяжении всей гигантского размера книги (750 страниц чистого удовольствия), за несколько условных дней франкфуртской книжной ярмарки, на которой обретается главный герой, он переберёт в памяти всю советскую эпоху, рухнет в чужие мемуары. И этот первый роман знаменитой переводчицы – действительно большое событие в мире литературы. Русская литература возвращается и выигрывает.


«В затопленные штреки этой шахты гитлеровцы бросили 350 полотен величайшего значения. Вода, насыщенная известью, пропитывала полотна, проникала в мельчайшие поры, в трещинки-кракелюры. Картинам угрожала близкая гибель. Необходимо было, не медля ни дня, извлечь их оттуда. Мы получили по приказанию маршала Конева в помощь автобатальон и группу погранвойск под командованием капитана Сараева».

Букеанариум

Комментарии


На мой личный взгляд книга чересчур переполнена умными словами и фразами. Это слишком бросается в глаза, и оттого чтение получается как будто ты заикаешься. Возможно просто не моё чтиво.


…книга чересчур переполнена умными словами и фразами…


…странное какое-то определение недостатков в произведении. Ну, хоть не «предельно много согласных в предложениях», или там «абзацы слишком короткие», и то хорошо…


Это всего лишь наблюдение, а не определение недостатков. Возможно сказывается, что Костюкович профессиональный переводчик. У них особый подход к искусству слова. Иногда они "пересаливают" в многообразии выбора. Где-то можно написать проще. Но прочитать всем рекомендуется. Это хорошая литература.


…это не наблюдение, а прямое логическое утверждение. Отсутствуют вводные частицы: похоже, скорее всего, видимо. Вот с ними был бы факт отстранённого, предположительного заявления. А так — чистый императив. По существу же, если было непонятно из предыдущего моего камента, объясню: при наличии намерений прямой оценки текста, определения легко-сложно не то, что неверны, а применимы только к коэффициенту развития самого высказывающегося. Что, собственно, и подтверждается оборотом на мой личный взгляд. И всё тут, вроде бы, так. Только вот ведь незадача: писатель-то никак не может быть виновным в том, что читатель недостаточно подготовлен для чтения его книг…


Очень рад, что вы так прекрасно разбираете моё письмо.


Спасибо за достойный ответ. У меня пропал дар речи после первого комментария. Я не нашлась, что ответить.


…дар письма, наверное?.. -=:(^_^):=-


Отличная книга, с удовольствием ее читала. Так интересно переплетена история страны и семьи. Хотя кому-то, конечно, книга может показаться рассказом диссидента.


От меня- спасибо за хорошую рецензию и за книгу, о которой ничего не знала.


Спасибо Вам.