Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 марта 2023 г. 10:17

467

5 Мировая скорбь

В Голландии возникнет партизанский отряд имени Ван Гога, еврейская девочка, обреченная фашистами на уничтожение, оставит в своем дневнике запись о "Подсолнухах", томик "Писем" найдут в вещмешке красноармейца, убитого на фронте под Ленинградом.

С. Гансовский, «Винсент Ван Гог», 1970

Мрачная и короткая жизнь. Сложный, неуверенный старт, несколько ярких эпизодов в Голландии/Бельгии, Париж, Арль, больница и выстрел. Вот, собственно, и все. Рамки чуть-чуть расширяются перепиской с братом и неудачной попыткой зажить коммуной с Гогеном, но это детали в море страдания, простого и понятного человеческого страдания, которое родило поражающее искусство (но стоит ли оно такого страдания?).

Как-то тяжело восхищаться его картинами, зная фон их создания. Сами по себе они, по крайней мере заметная их часть, бьют наотмашь – цветом, мазками, композицией, но стоящие за ними боль и отчаяние, тревожность, паника даже делают картины пугающими. Такая вот «Радость жизни».

Книга издательства Taschen написана давно. Так давно, что в ней можно писать, что Ван Гог был социалистом, писать о его попытке передать в «Едоках картофеля» возмущение социальной несправедливостью. Такие вещи практически про всех персонажей культурной сцены Европы XIX-XX века после смены парадигмы в 1980-е писать перестали, по крайней мере у меня сложилось такое впечатление. Чего только стоит упоминание Парижской коммуны в положительном ключе! Можно даже на секунду подумать, что это советская книжка, а не культурный продукт Свободного мира.

Кроме трагической фигуры Винсента пугает сама жизнь в belle époque, как-то неуютно и грустно в этом мире без социального обеспечения. Гриновский такой мир, в котором тяжело не только сложному художнику.

Комментарии


Чего только стоит упоминание Парижской коммуны в положительном ключе!

Скорее всего автор придерживается левых взглядов. В Европе они и сейчас достаточно популярны в интеллектуальной среде, да и у англосаксов порой проскальзывает. С искусствоведческой литературой я не слишком знакома, но в исторической возмущения социальной несправедливостью и сейчас более чем хватает. :)


У англосаксов каждый второй )

Книга начала 80-х, и другой общий интеллектуальный фон очень заметен, этим и вызван мой легкий сарказм.


после смены парадигмы в 1980-е

А какая была смена парадигмы?


В двух словах трудно рассказать, но во всех гуманитарных науках победила "реакция" - монетаризм вместо кейнсианства в экономике, постмодернизм в искусстве вместо реализма, разнообразный либерализм вместо марксизма в общественных науках. После "славного тридцатилетия" экономического роста показалось, что регулировать экономику не стоит, прогрессивное налогообложение вредит, надо разрешить всё, рынок всё решит. В жутковатом мире последствий смены парадигмы мы и живём - богатые богатеют, бедные беднеют, войны и перевороты, high technology, low life.

На этом фоне книги "до того" иногда удивляют тем, что тогда говорить о необходимости социальной справедливости было нормой, даже в книге о художнике XIX века.

Интересно, распад СССР ведь на это влияет, провал такого уровня социального проекта, исчезновение некой альтернативы/соперника в системе сдержек и противовесов ведь не мог не отразиться?


Тут легко уйти в вечный разговор о причинах и следствиях, но распад СССР естественно повлиял на этот процесс - на какое-то время победившая реакция стала казаться безальтернативной. Робкий откат пошел с начала 2000-х, например, "левый поворот" в Латинской Америке, но к былой гегемонии здравого смысла вернуться явно не удалось.