Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2023 г. 17:41

1K

4 О бедном Вертере замолвите слово...

Есть такие произведения прошлых веков, которые можно по праву назвать ключевыми для своей эпохи. И “Страдания юного Вертера” - из этой самой серии.

Вскоре после публикации романа Гёте столкнулся с критикой и осуждением - и всё по причине массового всплеска самоубийств. У Вертера нашлось много последователей среди молодежи Франции и Германии, которая оказалась под сильным впечатлением от сцены самоубийства главного героя. Они даже старались одеться в те же самые синий фрак и желтую жилетку, и выбирали свести счеты с жизнью именно с помощью огнестрельного оружия.

Гёте немедленно обвинили в романтизации суицида и поощрении болезненной чувствительной и восприимчивости, и роман был долгое время запрещен. А подражательные самоубийства получили название “эффект Вертера”, и этот термин используется в психологии до сих пор.

Что ж, должна признаться - автор действительно немного переборщил с сентиментальностью и драматизмом в сцене самоубийства Вертера. Уверена, что далеко не все читатели обратили внимание на тот факт, что молодому самоубийце пришлось еще целую ночь и утро мучиться в смертельной агонии - писатель упоминает об этом как бы мимоходом.

Так что никакого нравоучительного элемента в плане борьбы с суицидальными наклонностями в романе Гёте не получилось, в отличие, например, от Гюстава Флобера, который сделал сцену смерти Эммы Бовари настолько тошнотворной и ужасающей, что явно отбил у многих потенциальных самоубийц охоту сводить счеты с жизнью.

Не слишком спасает положение и авторское предисловие в начале текста - слишком сухо и лаконично, особенно по сравнению с драматизмом и эмоциональностью самого романа.

“Страдания юного Вертера” благодаря выбранному автором эпистолярному жанру получились очень похожими на своеобразную исповедь - весь внутренний мир главного героя как на ладони. Мы наблюдаем постепенное погружение Вертера в пучину мрака, отчаяния и безысходности, ощущение бессмысленности собственного существования и медленное угасание воли к жизни.

У меня больше нет ни творческого воображения, ни любви к природе, и книги противны мне. Когда мы потеряли себя, все для нас потеряно...

Можно упрекнуть главного героя в склонности драматизировать, острой и болезненной чувствительности, не всегда приходящейся к месту, любви к высокопарным и трагическим речам, но в конце концов нельзя отказать Вертеру в проницательном и чутком уме. В его арсенале имеется множество ярких и точных замечаний о жизни и окружающем мире.

Люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим.

Дурное настроение сродни лени, оно, собственно, одна из ее разновидностей. От природы все мы с ленцой, однако же, если у нас хватает силы встряхнуться, работа начинает спориться, и мы находим в ней истинное удовольствие.

В большинстве своём люди трудятся по целым дням, лишь бы прожить, а если остаётся у них немножко свободы, они до того пугаются её, что ищут, каким бы способом от неё избавиться.

Увы, если во мне самом нет любви, радости, восторга и жара, другой не подарит мне их, и, будь мое сердце полно блаженства, я не сделаю счастливым того, кто стоит передо мной, бесчувственный и бессильный.

Человек может сносить радость, горе, боль лишь до известной степени, а когда эта степень превышена, он гибнет. Значит, вопрос не в том, силен он или слаб, а может ли он претерпеть меру своих страданий, все равно душевных или физических, и, по-моему, так же дико говорить: тот трус, кто лишает себя жизни, - как называть трусом человека, умирающего от злокачественной лихорадки.

Так что, как видите, у нашего друга в запасе куча дельных мыслей, жаль только он не нашел им лучшего применения.

Единственным существенным для меня недостатком в романе Гёте я могу назвать излишнюю концентрацию на теме любви. Самоубийство от любовного отчаяния - это так… пошло и глупо!

Если бы автор больше внимания уделил теме лишнего человека в обществе, сконцентрировавшись на неудачах Вертера на профессиональном поприще, в высшем свете и в творчестве, роман бы получился куда более содержательным и глубоким.

А так, к концу текста уже устаешь от бесконечного нытья главного героя, страдающего по своей Лотте!

Порой мне непонятно, как может и смеет другой любить ее, когда я так безраздельно, так глубоко, так полно ее люблю, ничего не знаю, не ведаю и не имею, кроме нее!

И вот так на каждой странице. И именно за это я снижаю свою оценку. Хотя ничуть не оспариваю тот факт, что “Страдания юного Вертера” - важная веха в развитии жанра сентиментализма и знаковое произведение своего времени.