Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 февраля 2023 г. 22:13

432

2 Мэри Сью становится гренландкой и начинает бредить в снегах.

Смилла Яспенсен - ученая дама, чей специализацией являются снег и лёд. И это не случайно, ведь она плод любви двух разных культур. От матери-гренландки она унаследовала эскимоскую внешность и любовь ко всему снежному, а от отца-датчанина - имя и датское гражданство. Смилла замкнутая и одинокая женщина, живущая в небольшой квартирке в самом центре Копенгагена, а её единственный друг - это соседский малыш Исайя, живущий с матерью-алкоголичкой и частенько зависающий дома у Смиллы.
В один из зимних дней его находят мертвым. Полиция уверена, что это несчастный случай, якобы мальчик бегал по крыше, подскользнулся и упал. Но Смилла точно знает, что это неправда, ведь мальчик боялся высоты, а значит ни за что не стал бы играть на крыше. Плюс следы, которые Смилла читает как настольную книгу, говорят о том, что Исайя от кого-то убегал. Но ни судмедэкспертиза, ни полиция не верят в насильственную смерть, отчего Смилле приходится самостоятельно браться за расследование.

Первое, что мне бросилось в глаза - это стиль повествования. Книга ведётся от первого лица и состоит как бы из мыслей Смиллы. Проблема в том, что они ужасно обрывочные и непоследовательные. Сплошной поток сознания. Сначала она говорит о каком-нибудь человеке, потом резко перескакивает на рассказы о своем прошлом, потом начинаются рассуждения о математике или гляциологии, потом опять скачок в прошлое, потом рассказ как датчане угнетали гренландцев, потом возвращение в нынешнее время где Смилла по десятому кругу начинает смаковать своё одиночество, под конец вспомнив, что она ищет убийцу Исайи. Это реально тяжело и скучно читать, потому что теряется нить повествования.

По этой же причине история ужасно растянута и создается ощущение, что сюжет не движется. Меняются локации, люди, сама Смилла туда-сюда носится, но на прочитав книгу на 70% я поняла, что ничего, по сути, не произошло. Сюжет как был неясен, так и остался, и героиня нисколько не приблизилась к разгадке того, кто убил ребенка. Более того, сложилось ощущение, что она о нём забыла, ибо сюжет ушел вообще в другую сторону, перестав быть детективом. Отныне это какая-то морская научная фантастика с привкусом драмы и шпионского боевика. Вместо Копенгагена - крайний север, ледовые пещеры, танкеры и много всего другого. Вместо расследования - беготня по кораблю и драки со злыми дядечками в духе Терминатора, где раненая, но неубиваемая Смилла в огне не горит и в воде не тонет (буквально).

Очень заметно, как мир подстраивается под героиню. Она ловко вытягивает информацию из людей, словно мастер допросов. Стоит ей захотеть и люди сами всё расскажут. Вламывается куда захочет, ибо у нее обязательно найдется пароль для входа. Когда надо, нужная дверь окажется открытой или под рукой будет ключ открывающий, что угодно. Суперсекретные документы она получит как только пожелает или даже выкрадет из под носа, пока люди спят. Даже в душ сможет пролезть и человек, находящийся с ней в одной ванной комнате и нечаянно потрогавший её за руку, ничего не заметит. В нужное время она 100% окажется в нужном месте, а если что, то она легко наладит контакт с любым человеком, будь то глава преступного мира, владелец казино или наемный убийца. И на суперсекретный корабль пролезет и вопросов ни у кого не возникнет. Даже убийцы её убить не могут, ибо она раненая и потрепанная будет драться с ними одной лишь отверткой, а они не смогут ничего сделать даже после кучи покушений. Это лишь малая часть "авторских допущений", напрочь убивающих логику.

Сама Смилла - это один из худших персонажей, которых я встречала. Очень инфантильная женщина, но считающая себя лучше других тупо за тот факт, что она гренландка. Весь её образ максимально противоречив. Она презирает европейцев за тягу к богатству, но при этом сама носит только дорогую брендовую одежду, потому что так чувствует себя лучше других. Ненавидит Данию и обожает Гренландию, но не готова променять уютную социальную квартирку в центре Копенгагена на хибарку среди гренландских льдов. Вся такая интеллектуальная, супер редкий специалист по льдам и снегам, что делает её на порядок выше простых смертных, но при этом нигде не работает и сидит на шее папочки. Ах да, ещё она очень сильно презирает своего пожилого отца, что не мешает ей в течении 30-ти лет приходить к нему за очередной порцией денег, как типичной иждивенке.
Ненавистью к отцу она упивается на протяжении всей книги и этой теме уделяется огромное количество страниц, причем причины этой ненависти не прописаны. Вместо этого я вижу, что датчанин заделал ребенка гренландке, постоянно приезжал к ней и очень сильно любил. А после смерти матери забрал дочку к себе в Данию, дал ей шикарное образование, содержал её много десятков лет, оплачивая любые хотелки, даже всячески помогал с расследованием и спасал от полиции. Но Смилла всё равно его ненавидит потому что...он папа, а не мама? Он богат? Он врач? За что?! Мне Смилла кажется очень незрелым человеком, застрявшим в далеком детстве среди гренландских ледников, отсюда вся её обида на папочку, на Данию, на других людей. Вместо того, что бы начать жить нынешним и думать о будущем, она без конца мусолит своё прошлое, обсасывая каждую болезненную деталь раз за разом и упиваясь своими проблемами.

Любовная линия тут тоже ужасна. Смилла, не воспринимающая концепцию любви и гордящаяся этим, как девочка-подросток начинает бегать за соседом-механиком, который пару раз напоил её чаем. Имхо, но выглядело как будто это был первый мужчина, который за 37 лет жизни вообще обратил на неё внимание, отчего у Смиллы сразу же расстаяло сердечко и зазудело ниже пупка. Постельные сцены прописаны так, словно писал их робот, очень смутно понимающий, что такое "постельная сцена". Особенно запомнилось это:

В нашей рождающейся близости я побуждаю его открыть маленькую щель в головке члена, так что я могу ввести туда клитор и трахнуть его.

Ещё было мерзко читать, как ей нравилось лежать в кровати с ребенком и "бедром чувствовать его эрекцию". И даже в воспоминаниях о нём она смакует именно эту часть их дружбы. Я считаю это нездоровым поведением, когда взрослая женщина зацикливается на таких вещах в отношении детей.

Не могу рекомендовать эту книгу, ибо как книгу её тяжело воспринимать. Просто какой-то набор штампов и сюжетов, которые поместили под одну обложку, при этом не сделав чем-то единым, объединив эти обрывки лишь главной героиней. Это не детектив, не драма, не боевик, не психологический триллер, не НФ. Даже финала в ней нет. Это невозможно назвать "открытой концовкой", ибо всё заканчивается ничем. После прочтения я сидела и думала "вот на ЭТО я потратила несколько вечеров?!". Вердикт: Если не любите нудную тягомотину с токсичной душнилой в главной роли, то обходите это произведение стороной.