Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2014 г.

517

4

Книга посвящена феномену византийских евнухов - по сути "третьему полу" в Империи: как их "делали", как они существовали, чем занимались, как к ним относилось общество, какие стереотипы были с ними связаны, как они воспитывались итп.

Изначально евнухи считались женоподобными и им приписывались те же качества, что и женщинам.
В Византии женщины считались неспособными сдерживать свои эмоциональные, физиологические и сексуальные аппетиты, невоздержанность в еде и питье, отсутствие самоконтроля.
Но это все было воспроизведение еще античных взглядов на разницу полов.
Гиппократ говорит о здоровье как гармонии в человеческом теле. С этой т.з. идеален мужчина, а женщине недостает самоконтроля. То же касается евнухов – они как женщины.
Пища для византийцев была гендерно окрашена: одна подходила для мужчин, другая для женщин.
Самый популярный медик в Византии — Гален, многие византийские медицинские тексты просто его воспроизводят без изменений. Как, впрочем, и другие тексты - например, один византийский медик вслед за Аристотелем пишет, что у женщин и евнухов нет зубов мудрости (! - автор прикалывается: интересно, заглядывал ли оный медик хоть однажды в рот женщине или евнуху))


На всем протяжении истории Византии там существовала странная двойственность: несмотря на то, что кастрация была запрещена законом, слуги-евнухи постоянно использовались при дворе и знатью, причем самые почетные должности при императоре могли исполнять только евнухи. Поэтому родители часто кастрировали одного из детей и отправляли в столицу делать карьеру.

Кастрация в Византии производилась путем повреждения (сдавливания) яичек, а не через отрезание органов. Другой способ – вырезание яичников из мошонки. Детей кастрировали рано, до 7 лет.
Евнухи обычно рано старели и умирали молодыми; остеопороз, морщины.

В церквях часто пели певцы-кастраты - у них был хороший голос.

Евнухи воспитывались группами, часто в женских покоях. Они были своего рода прослойкой и посредниками между императором и подданными, между знатными мужчинами и женщинами, между знатью и простыми людьми.

Евнухи постоянно обвинялись в тех же злоупотреблениях и пороках или слабостях, что и женщины, а если в истории встречались евнухи - успешные полководцы, например, то это всегда оговаривалось как нечто, идущее вразрез с обычным положением дел. Светские писатели относились к евнухам достаточно критически.
Но с 10 в. отношение к евнухам улучшается. Напр., пророка Даниила в Византии к 10 в. считали евнухом. Возникают всякие истории вроде легенды о евнухе Константина Великого, который подсказывал императору судьбоносные решения.

В агиографии евнухи всегда рисуются положительно — контраст с более светской литературой. Среди евнухов были и святые, евнухи часто становились клириками и достигали самых высоки позиций, вплоть до патриарха.

Евнухи и ангелы - у них было тождество функций и изображения: ангелы - посланники Бога к людям, постоянно изображались на иконах в одежде евнухов, и в агиографии часто виден их параллелизм, когда явившегося ангела герои принимают за евнуха.

При официальных выездах императора в Город ближайшее его окружение составляли только евнухи.
Свободно и часто общаться с императором с прикосновениями (помимо целования ног) из бородатых мог только патриарх.
Император никогда не надевал корону на глазах бородатых — ему в это время прислуживали только евнухи.
Иностранных послов обычно подводили к трону императора два бородатых; если вместо них были двое евнухов, это считалось большой почестью.
Церемония поставления кувикулария (евнуха) символизировала, что он получает свою должность от Бога, а не от императора, тогда как чины бородатых получали должности от императора, по символизму церемонии.
Дворец был закрытым миром, где царили евнухи; мир бородатых это Город с эпархом, который звался «отцом Города».

Евнухи рассматривались как люди, отделенные от родины и семьи, обретшие новую «семью» — хозяев, что сближало их с монахами и святыми. Модель, по которой строился «третий пол» евнухов — модель «совершенного слуги».

Феофилакт Охридский (кон. 11 в.) написал трактат «В защиту евнухов», основные темы которого:
— аскетизм точно так же разрушителен для тела, как кастрация, но аскетов никто не порицает;
— кастрация раньше запрещалась канонами, т.к. ее практиковали еретики, в т.ч. хулившие брак, что теперь неактуально;
— кастрация детей ради сохранения их «чистоты» хороша - это средство уберечь ребенка от соблазнов и сделать из него слугу Божия и полезного члена общества;
— церковные каноны и правила не всегда совершенны, некоторые противоречат Евангелию, и вообще их надо толковать в контексте времени и обстоятельств;
— кастрация — способ сохранения чистоты; раньше отцы лицом к лицу боролись с дьяволом, а теперь люди так не могут; «сопротивляемость» пациентов к болезням упала, и врачи теперь приписывают иные лекарства, чем раньше — так и в Церкви;
— если соблюдать закон Юстиниана о запрете кастрации, то откуда возьмутся евнухи для двора? а ведь они явно нужны на императорской службе и их служба законна (хи-хи!);
— о евнухах-певцах в церкви — они услаждают слух верующих.

Евнухи и юные мальчики считались ближе к потустороннему миру, чем прочие люди - отсюда истории как о явлении им ангелов и пр., так и об их причастии к колдовству и магии. Евнух выступал посредником между обычными людьми и недоступными им сферами: мужчины—женщины, император—подданные, здешний мир—потусторонняя реальность.

Императорский двор считался отображением небесного царства, и император окружен когортой «ангелов» — евнухов, через которых он сообщается со внешним миром.

***

В общем почитала я все это и подумала, что странный на самом деле это был мир. Императорский дворец, где кишмя кишат евнухи, император и императрица постоянно ими окружены. Да еще ведь эти евнухи, хотя клише требовало от "совершенного слуги" отречения от родных и родины, как от монаха, на деле часто, достигнув высокого положения при дворе, начинали двигать вверх членов своих семей. Этакий взлет целой семьи за счет одного кастрата - понятно, почему кастрация в Византии процветала.
Но вообще, все это выглядит довольно жутко.
Интересно, если б Византия дожила до наших дней, когда именно там избавились бы от употребления евнухов? )

Комментарии


блаженный Феофилакт известен своими брюзжанием на болгарскую паству, а теперь еще и эта богомильщина... тьфу.

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее
Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вам будут доступны:
Персональные рекомендации
Скидки на книги в магазинах
Что читают ваши друзья
История чтения и личные коллекции