Больше рецензий

20 февраля 2023 г. 22:04

772

2

В 1952 году Гюнтер Грасс увидел трехлетнего ребенка с жестяным барабаном и вдохновился на написание романа, который выйдет спустя 7 лет в 1959 году. В 2016 году я узнала об этой книге в одном из литературных пабликов и спустя 7 лет наконец-то прочитала. Зачем я помню эти ненужные факты? А затем, чтобы взять читать эту книгу, решив, что это временнОе совпадение - знак судьбы. Видимо, знак судьбы, чтобы не читать эту книгу, но я сразу не поняла. Не то, чтобы я сильно жалею, но скорее всего, моя психика была бы чуть более здоровой, чем сейчас.
Итак, основная идея романа - чувство вины немцев и их раскаяние после Второй мировой войны. А сама история рассказана героем по имени Оскар, который в ответ на пороки взрослых отказывается расти. И тут у меня сразу несколько претензий к автору.
Во-первых, я не так уж и много увидела темы раскаяния немцев в повествовании. Возможно, виной моя невежественность и поверхностность, но мне были совершенно не очевидны его образы и аллюзии. Отсюда вытекает следующее предположение: может быть Грасс не пытался описать раскаяние, а написал книгу, чтобы тем самым наказать немцев сам. А заодно и не немцев, чтобы, так сказать, на дурном примере, не повторять чужих ошибок. Потому что, лично я страдала, хотя знаю, что у книги очень много почитателей и даже Нобелевскую премию дали. Мне аж даже неловко от этого.
Вторая претензия - Оскар считал мир взрослых сосредоточением грязи и пороков и именно поэтому отказался расти. Но какой был в этом смысл, если Оскар вел себя омерзительно и ничем пороками не уступал старшим? Как по мне, он абсолютно зря терпел неудобства жизни трехлетнего ребенка, учитывая этот факт.
Сама книга написана довольно оригинально, в первую очередь, из-за языка. Не могу сказать, что это плюс, но и минусом это тоже не является, так как видно мастерство Грасса. К самой манере повествования нужно привыкнуть, потому что она как-будто бы очень высокомерная. Если встречаешь человека в реальной жизни, который так разговаривает, хочется сказать ему, чтобы не ерничал. Вот и тут так. Оскар пытается показать насколько он лучше других, ведь видит всех вокруг насквозь (ну ему так кажется). Это доказывает даже его пренебрежение к важным вещам, но долгое описания всякой ерунды, например, юбки бабушки или количество лампочек в люстре.
Но самое отталкивающее в книге - это то насколько в ней много мерзких вещей, например, инцидент с "супом" или описание его сексуального опыта. На моменте, когда Оскар описывал, что Мария пахнет ванилью, а потом закусив зубами ее лобковые волосы учуял запах лесных лисичек я поняла, что это уже перебор для меня.
Просто не верится, что автор обдумывал "это" в течение 7 лет, жил с этим каждый день, находился в этом каждый день. Но как же хорошо, что лично для меня это длилось недолго и уже закончилось.