Больше рецензий

17 февраля 2023 г. 20:51

880

3

Последние месяцы «Эксмодетство» агрессивно рекламировало новый зарубежный мидл-грейд цикл. «Эта книга обещает стать для нового поколения читателей такой же значимой, как «Властелин колец», «Хроники Нарнии» или «Гарри Поттер» для предыдущих поколений». О, как! Сколько таких рекламных ярлыков я уже повидала на разных обложках, и что-то не могу припомнить ни названий, ни имён авторов. Эндрю Питерсон для меня такой же «ноу-нейм», как и наш «условный» Вася Пупкин. Полезла гуглить, кто это. Оказалось, американский христианский музыкант, играет фолк-рок и кантри-евангелистскую музыку. Первый том «Саги о семье Игиби» вышел аж в 2008 году, и до нас добрался только сейчас! Кто-нибудь слышал, что этот Питерсон - новый Льюис или Толкин? Уже малость надоело, когда берут малоизвестного забугорного писателя и называют его автором великих бестселлеров. В то время как в других редакцаях этого же холдинга делают реальные крутые проекты с отечественными авторами YA-фэнтези. Неужели в отечественном мидл-грейде «все настолько плохо»? Ладно, прекращаю ворчать и перейду к самой книге.

Обложка выполнена в мрачноватой комиксовой манере. В центре чумазый мальчуган с вилами (?). Почему-то сразу ассоциации о низших антагонистах в христианстве, которые этими вилами подбрасывают дровишки под котлы. (Ну раз уж книга с претензией на христианскую философию…) В начале краткое вступление о мире Ануоте, где будут происходить все события. Геополитический расклад таков: из-за Тёмного моря приплыли войска Нага Безымянного (привет Волан-де-Морту!) и поработили население Скри. Клыки – прямоходящие ящеры, которые воняют, как выгребная яма, жрут всякую погань, чем гаже, тем для них вкуснее. (У западных мидл-грейд авторов почему-то принято подробно описывать и смаковать все, что связано с грязью, соплями, пуками и прочими отходами человеческой жизнедеятельности! Типа, «детям это нравится».) Завоеватели всячески притесняют местных фермеров, вплоть до того, что забрали у бедняг рабочий инвентарь, и крестьянам приходится писать прошения на пользование лопатой, чтобы перекидать навоз.

Сама история начинается с того, что мальчик Джаннер лежит в кровати и трясется от страха, потому что ночью по дорогам едет жуткая Черная Карета, которая забирает детей и увозит их неизвестно куда. Я, как читатель, уже потираю руки. Ага, сейчас карета заберет кого-то из семейства Игиби, и сюжет помчится с бешеной скоростью! Но нет. Черная колымага проезжает мимо дома, и дальше нас ждут несколько глав описания быта и нравов жителей города Глибвуда. Временами мне казалось, что автор косит под Пратчетта, только до создателя Плоского мира ему ох как далеко. Поначалу дико раздражали все эти «картупели», «кроблики» и «швапы». И приготовьтесь к тому, что в тексте будет куча сносок, как в статье из научного журнала, которые в массе своей полная ерунда и не имеют никакого отношения к сюжету. Семейство Игиби с утра до вечера трудится на ферме. Джаннер мечтает удрать из Глибвуда и повидать мир, но мать с дедом все время втолковывают ему, что он обязан присматривать за младшим братом Тинком и хромой сестренкой Лили. Об их отце известно только, что он погиб в Великой войне с Клыками, но вспоминают о нем кране редко и даже не называют по имени. Единственный «не картонный» герой это дедушка Подо, бывший пират с деревянной ногой, на котором, собственно, и держится все семейство.

Единственная радость для горожан Глибвуда – День Дракона, когда морские змеи устраивают пляски в заливе. Поглядеть на это действо съезжаются жители всех окрестных городов и деревень. Во время праздника Джаннер не углядел за Лили, которая заигралась со своей собакой и привлекла ненужное внимание Клыков. Ребята хотели выручить сестренку, но попали в городскую тюрьму. Их мать отдала командиру гарнизона все свои драгоценности, припасенные на черный день, и пообещала испечь мясной хлеб (вас гарантированно стошнит от рецепта!). Однако по воле злого рока золотой медальон попадает в руки высокопоставленного генерала. Он уверен, что это одно из сокровищ легендарной и таинственной Анниеры. Клыки снаряжают карательную экспедицию в Глибвуд…
Что меня совершенно не впечатлило в этой истории, так это детские персонажи! Просто три «картонки», которые совершенно не развивают свои характеры и не меняются. Суют свой нос, куда не следуют и совершают глупые поступки, как в любой другой подобной истории. При встрече с опасностью предпочитают зажмурить глаза и молиться Создателю, пока на помощь не придут либо городской сумасшедший Питер Носок, либо дедушка Подо. Нет, когда в книге сплошь дети-супермены, а взрослые – невзрачные статисты, я тоже не люблю, но центральные персонажи должны как-то развиваться и совершать геройские поступки! Во «Льве, Колдунье и платяном шкафу», достаточно небольшой по объему повести, герои претерпели значительную нравственную эволюцию. Здесь же, на 338 страницах, этого не случилось.
Льюис создал по-настоящему волшебную и красивую историю с христианскими мотивами, Питерсон – обычное мидл-грейд чтиво на пару вечеров. Не будь у книги такой мощной рекламной компании с претензией встать в один ряд с «Хрониками Нарнии», точно бы прошла мимо в книжном (любопытство вновь сгубило кошку). Ну не нравятся мне хмурые парни с вилами на обложке! И обидно за русских авторов, которые, я точно знаю, пишут лучше.