Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

11 января 2014 г. 16:09

1K

5

Вообще-то, она не Платова. Виктория Евгеньевна Соломатина. "Платова" - псевдоним, с которым связаны не только читательские восторги, но и достаточно неприятное воспоминание.В один из дней начала века, уже испытывая абстинентный синдром без регулярного чтения ее новых книг (подобный тому, что у алкоголика или наркомана без его сорта сладкого яда). Так вот, купила задорого новую книжку любимой писательницы "Смерть в осколках вазы Мебен". Открыла, предвкушая. А через пять минут закрыла.
С чувством, какое испытывает девочка, получившая в подарок на день рождения вместо долгожданного велосипеда отрез ацетатного шелка в цветочек с напутствием: "Сошьешь себе платье". В детстве от такого не плакала, злилась. И сейчас разозлилась жутко: этот ужас не может быть написан ею! 2002 год для меня был доинтернетовым, но собственное расследование провела споро.
Выяснив, что любимая писательница рассталась с издательством "Эксмо", которое под шумок заявило права на псевдоним и привлекло некую тетку к исполнению роли Платовой, наскоро причесав ее текст. С тех пор достаточно долго не отваживалась покупать новых книг, не прочтя прежде десятка страниц. А началось все с покета "Корабль призраков".
Кто без чтения не живет, те помнят, каким спасением стали эти пухлые малоформатные, рассыпающиеся на листки еще до окончания первого прочтения книжки. Мне не стыдно признаться, что в таком виде прочла дюжину Донцовой. В свое время она как никто другой попала в резонанс к общественным ожиданиям, закрыв собой нишу "позитивчика". Устали мы все тогда от мраков на хромых собаках.
Были и хуже Донцовой. Серова, например или Шилова (не к ночи будь помянута). Покетбуки можно было покупать десятками, они не били по карману (в отличие от взлетевших в цене книг в твердом переплете). Раз, принеся из книжного несколько, без особых ожиданий, открыла "Корабль призраков" и поняла - этой книги ждала, в общем, долго ждала.
А спустя десяток страниц почувствовала, что героиня знакома мне. Был удачный сериал "Охота на Золушку" с Амалией Гольданской в главной роли. так вот, это ведь о ней! Следующие недели превратились в охоту на книги Виктории Платовой в книжных, на развалах секонд-хенда, в книгопрокате (процветал одно время и такой вид услуг). Я влюбилась насмерть и было во что.
В этом что-то от Себастьяна Жапризо с его безжалостной жестокостью к персонажам и читателям, неожиданной вывернутостью сюжета, где преступник иной раз выглядит привлекательнее жертвы, но виноваты оба. А степень вины - это другой вопрос. Но стилистически, затрудняюсь определить: жесткая мужская хемингуэевская проза вдруг перемежалась уайльдовскими развернутыми описаниями раритетов. И так, что ты, читатель понимал: полцарства за коня. Ты сам, не колеблясь, отдал бы, чес-слово!
Но главное - спокойная ирония автора, равно направленная на всех персонажей, рассказчица не исключение. Когда говорю "ирония", имею в виду не те убогие хиханьки, которые стали частью названия дамского детективного поджанра. Я об истинной иронии, не сарказме, не "веселом цинизме" (еще один кошмар). Умный, спокойный, понимающий, что изменить мало что может, но находящий в любых обстоятельствах определенную прелесть и умеющий взглянуть с неожиданного ракурса, человек.
Не все книги Виктории Платовой для меня равно хороши, Восторг от одних перемежался непониманием других или озадаченно потертыми висками - голова что-то разболелась, от третьих.Но никто ведь и не говорит, что данный конкретный писатель должен жизнь положить на то, чтобы "сделать кому-то хорошо". Каждый пишет, что он слышит. Счастье, что был этот резонанс.

Комментарии


Вы - ещё один человек, ловящий кайф от стиля Платовой!))) Сам от её стиля балдею. Перечитал всё. Понравилось далеко не всё. Но можем обменяться мнениями...


С огромным удовольствием.
И тоже - прочитано все, понравилось далеко не все. Но что мое - то уж совершенно мое.

Прямо жду возможности поговорить о Платовой.


Начнем с того, какая книга самая любимая? И что ещё не читано?


Не читано все, что после "Марии в поисках кита", как-то уж очень иссушила меня та книга. Хотя Карамель, которая написана чуть раньше, а прочитана годом позже, очаровательна.
Читано все, что "до". Что "после" - не из принципиальных соображений, просто не складывалось поискать, все время что-то читаешь, что-то на очереди.

А у вас?
Любимое: "Битвы божьих коровок", "Хрустальная ловушка", "Купель дьявола" "Бай-бай, беби".


Абсолютно так же. Только "Карамель" не пошла. Но я уже читал и "Странное происшествие в сезон дождей и "Инспектора и бабочку", и "В плену Левиафана" и даже новинки "Она уже мертва" и "Змеи и лестницы". Последнюю уже благоразумно покупал в электронном виде. Очень хорошие отзывы на "Она уже мертва", но почему-то меня роман не впечатлил. Этот роман и "Змеи и лестницы" - возвращение Платовой к детективам. Но какое-то несмелое возвращение. Неуверенное. У меня давно создалось впечатление, что первые книги писали несколько человек под одним псевдонимом. Один придумывал, к примеру, второй описывал. А потом произошёл разрыв. И тот, который придумывал ушёл. Остался тот, кто описывал. Остался её замечательный слог. Но читать стало неимоверно скучно.
Люблю цикл о Еве (кроме второй книги в нём, какая-то она бестолковая), обожаю "Ритуал последней брачной ночи", лучшая её книга, на мой взгляд. . По настроению нравится "После любви" хотя даже не помню, чем там всё закончилось!))) И "Купель" с "Ловушкой", согласен, шедевральны!


Вы такие зерна сомнений в мою душу заронили. Прямо оглушена (я вообще тугодум и к информации, сдвигающей тектонические пласты в мировосприятии не вдруг адаптируюсь, а книги Платовой, не сочтите за выпендреж, они очень глубоко во мне, именно тектоника) То есть, нравилось думать о Виктории Соломатиной, как о большой умнице и не меньшей снобке, любящей французский синематограф, не вполне традиционно ориентированной - последнее обстоятельство придавало дополнительного очарования; не чуждой творческих взбрыков и чрезвычайно неровно пишущей, но все же одной женщине. В смысле - пишущей не в соавторстве.
Да нет же, все-таки одна, просто иногда психоделическая составляющая брала верх и вытесняла остальное. Ну, потому что ее героиня - это разворачивающаяся во времени все одна женщина (не сочтите за попытку упрекнуть в непрофессионализме, я как раз убеждена, что каждый слышит свое дыхание и создать "из головы" опираясь исключительно на творческое воображение кого-то, по диаметру тебе противоположного, невозможно. Или то будет монстр Франкенштейна. Живые герои - это автор).

Замечательно вы о Еве, тоже совпадаю. После любви, разве только настроение, да и то -нет, не мое. Анук и Ужасные невинные - чушь кромешная. Но в Карамели, там знаете, дивно смешные пассажи в этом ее немного джейностиновском стиле, я хохотала. как сумасшедшая. Да и вообще герой пуся.

Значит рекомендуете последние? Непременно вернусь, спасибо.