Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

11 января 2014 г. 14:27

407

2

39024-666bc-74963260-350-u32c51.jpg

Всегда возникают неловкие мысли, когда пишешь рецензии на произведения лично знакомых музыкантов. Но если на синглы и альбомы ревьюшек я написал преизрядно, то вот за отзыв на художественную книгу, где музыкант выступает соавтором, берусь впервые. Тем не менее, личные мысли от "Ангелофрении" описать надо, коль прочитал.

Сама Наталья О'Шей так описала рождение романа: "Наше сотрудничество с Максимом Хорсуном началось довольно забавно. Когда вышла пластинка "Ангелофрения", у меня в блоге развернулось живое обсуждение диска, и Максим, в частности, указал, что "по ней бы книжку написать". Я со смехом ответила - вот и написали бы, а Максим ответил - так я и могу. Так вот мы и познакомились. Для меня пластинка "Ангелофрения" - пик творчества "Мельницы", поэтому мне было очень важно, чтобы концепция прозвучала на всех уровнях. Чтобы программа прозвучала в туре по всей стране, чтобы майки с крыльями на спине носили все поклонники, чтобы строчки из песен цитировали в письмах... и создание книги, вдохновленное пластинкой - это как раз совершенно новый уровень синкретического творчества! Я была строгим и въедливым соавтором, постоянно везде лезла, пытаясь вместе с Максимом создать максимально рельефный мир с четкими образами. Мне кажется, что у нас это получилось

Если начинать с ощущениями, насколько книга соотносится с мирами песен Мельницы, то ответ получается неожиданным - нисколько. Роднит только названия песен альбом, взятые авторами в качестве названия глав, да мелькающие отсылки к более раннему творчеству и текущему бытию, вроде кофра с арфой у жены испанского тенора или "Господина железных дорог". Если спускаться на мой уровень понимания миров группы, как квинтэссенция культурного наследия народов средних широт от Атлантики до Урала, то роман, действие которого в основном происходит в Египте, вообще в эти рамки не помещается. И фабула о внезапно восставших силах зла, которые под силам загнать обратно в преисподнюю посланнику добра, и которому, как выясняется в концовке, эти людишки вместе с главной героиней, только мешаются под ногами, уж совершенно не из эпоса Северной Европы. Получилось, если утрированно, нечто вроде "Чужой против Хищника" на стимпанковско-библейский лад, где люди только пешки, и от них, по-большему счету, мало что зависит. Хорошо, что хоть главная героиня не получилась пресловутой Мэри Сью. Почти все другие герои вообще скорее играют роль декораций погибающих по ходу действа, либо тоже умирающих картонных злодеев, либо возлюбленного героини по имени Роланд Ронсельванский - уж зачем так обозвали мужика второго плана весь роман мотающегося из Египта до Баренцева моря и обратно, мне решительно не понятно. Один Лукавый, он же Сети Второй удался своим главгадством и мегазлодейством, и зело удачна его фраза, что если замаскироваться под фараона, которому по должности положено быть вредным, то никто его не распознает. Если Хелависа и лезла везде в ход написания, то ее авторство прежде всего видно в... упоминании нарядов героини - мужик с таким вниманием к деталям не напишет. Если общая фабула книги была достаточно предсказуемой, то удались некоторые сюжетные повороты, которые, скажем так, не давали особо скучать при прочтении.

Книга могла бы быть заметно лучше, если бы соавторы - в первую очередь Максим Хорсун - уделяли бы должное внимание гладкости технических деталей. С более исторически грамотным отношением к Древнему Египту без называния фараонов придуманной современной египтологией именем. Как могло получиться так, что цивилизация придумавшая быстроходные и грузоподъёмные винтолеты-вертолеты, а следовательно, как минимум работающий сложный аппарат перекоса, то есть достигшая уровня техники конца 40-х годов, так и не додумалась до самолетов? Хотя бы на паровом ходу - такой был создан реально летающим. А эти самые винтолеты все равно летают на паровом двигателе? Само развитие дирижаблей в Египте, где Нил судоходен от Средиземноморья и асуанских порогов, а перевозки по воде заведомо дешевле требующих огромной инфраструктуры заполненных газом гигантов? Фантастика-фэнтази, но закон стоимости фундаментален для вселенной, как закон тяготения. Я вот читаю и на автомате подмечаю все эти технические подробности, на которые, возможно не обратит внимание массовый читатель книги из числа поклонников Мельницы.

В общем, не впечатлило и по силе эмоционального воздействия "Ангелофрения" с альбомами Хелависы встать в один ряд не сможет. Лучше схожу на Мельницу в ММДМ вечером, послушаю рождественскую программу группы со струнным квартетом.