Больше рецензий

f0xena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 февраля 2023 г. 12:37

2K

3.5

Роман Евгения Замятина «Мы» пылился у меня на полке очень долго, преступно долго для такого произведения. «Мы» называют отцом антиутопий, романом, создавшим новый жанр, романом оказавшим влияние на многих известных авторов, таких как Оруэлл, Хаксли, Набоков, Воннегут. Надоело все время слышать о нем, не зная в чем же там соль, взялась, наконец, за чтение.

Антиутопия как жанр мне очень нравится, не смотря на то, что именно «Мы» является основоположником жанра, для меня лично главной антиутопией, образцовой антиутопией стал роман Джорджа Оруэлла «1984». Читая антиутопии, я невольно провожу сравнение. В данном случае к этому меня сразу подтолкнуло то, что главный герой «Мы» – Д-503 – ведет записи, личный дневник, также как и герой «1984» - связь для меня установилась мгновенно. И сразу же в этом сравнении я почувствовала, что в «Мы» мне не хватает накала страстей, адреналина, опасности. Если в «1984» герой рисковал всем, то в «Мы» у Д-503 как будто бы всегда была своего рода «мягкая соломка», он всегда мог сдать всех и каждого, а потом продолжить жить как часть Единого Государства. И в том, и в другом произведении элементом нарушившим спокойствие главного героя становится женщина. Ах, как прекрасно бы жил Адам в райском саду, если бы не Ева… И если в «1984» главный женский персонаж лишь подтолкнул к борьбе, то здесь I-330 – это змей-искуситель, провокатор и как будто бы единственная мотивация для Д-503. Как только он теряет связь с I-330, его борьба завершается. Образ Благодетеля не внушает страха, в отличие от Большого Брата, который как реальный персонаж в «1984» так и не появился. Да и простые обыватели в «Мы», на первый взгляд, ни в чем не ущемлены – их жизнь сыта и безмятежна, мы встречаем главного героя абсолютно счастливым, его первичные потребности закрыты. Он идеальный самец, по мнению окружающих его женщин, он занят общественно значимым делом. И это как будто бы сразу отнимает часть эмоциональной привязанности и сопереживания к Д-503.

Да, я понимаю, что именно произведение Замятина было оригиналом, что хоть Оруэлл и писал про Олдоса Хаксли, что его «О дивный новый мир» является плагиатом на «Мы», сам он ушел не далеко. С одной стороны произведения похожи как две капли воды, но с другой, они как будто бы совсем о разном. В «Мы» нет борьбы с жестокой властью, здесь поднимается иной вопрос – а куда ведет нас технологический прогресс? Не убьёт ли он в человеке индивидуальность? В какой момент благо, которое нам дарит прогресс, станет опасным? Мы живем в век развития технологий, все процессы вокруг нас автоматизируются и цифровизируются, социальные сети стирают границы личного и общественного, мы как на ладони друг у друга, шторы задвигаются лишь изредка. И все это происходит добровольно, мы с радостью готовы выставить себя напоказ. И это грустно. Можно порассуждать об этом, но меня эта тема не захватывает так глубоко, не ведет к внутреннему катарсису. Жаль, что рецензия у меня получилась излишне сравнительная, как бы не хотелось мне прочитать произведение, внутренне не сравнивая его с другим, не смогла я без этого обойтись. И это, несомненно, повлияло на мое отношение.

Книга прочитана в рамках игр "Книжная полка", "Борьба с долгостроем", "Дайте две", "Книжный винегрет"

Комментарии


Не разглядел в 1984 борьбы с "жестокой властью". У Замятина поведение Д-503 более мотивировано, он живёт в своей среде и поступает в соответствии с вложенными установками, других у него быть не может.
В отличие от  Д-503, Оруеловский герой вдруг обнаруживает у себя желание бороться с системой (а, скорее, неподавленое либидо) и идёт против установок Большого Брата, так, как если бы он был человеком современного мира, а не описанного в 1984. И вот тут его мотивация слабовата. У Замятина с мотивациями наоборот все хорошо - они почти отсутствуют, всё в рамках пропаганды.