Больше рецензий

15 февраля 2023 г. 02:03

443

5 Бродский— абсолютный гений

Невероятный человек и по-совместительству моя литературная любовь— Иосиф Бродский. Впервую очередь для всех он известен как поэт, но он так же автор великолепных автобиографических эссе. И об одно из них— хочу сегодня написать.


«Набережная неисцелимых»—совершенно великолепное произведение, о любви к которому хочется петь! Но возможно не так громко, чуть приглушенно, чтобы услышал не каждый.


Бродский— проводник. Он показывает, делает осязаемыми те чувства, эмоции и мысли, которые, казалось бы, невозможно передать. Иосиф Александрович совершенно точно владеет силой слова. Так, что метафоры перестают быть таковыми, и приходит осознание того, что все так и есть. Обходные пути, те самые узкие венецианские улочки— оказываются самым точными и мощными в поражении сердца. Интересные слова самого автора из этого произведения: «Метафора - или, говоря шире, сам язык - вещь, в общем и целом, незавершимая, она хочет продления - загробной жизни, если угодно. Иными словами (без всяких каламбуров), метафора неисцелима.»


Отсылать к своим же аллегориям в тексте, мне кажется может только сам Бродский. Это ли не невероятно? По крайней мере— это вызывает искреннюю улыбку. 


Эссе Бродского бессюжетно, так что спойлеры здесь невозможны. Он структурирует свои эссе— как стихи. Здесь развивается не повествовательный сюжет, а лирический. 

Эссе Бродского—поэзия в прозе (и я не о белых стихотворениях сейчас) 


Конкретно «Набережная неисцелимых» это поток мыслей и чувств поэта в Венеции, о Венеции, о жизни и конечно о любви. Записи о таком прекрасном городе Италии невозможны без последнего. 

Композиция произведения достаточно хаотична, но при этом не смывает цунами мыслей, а плавно несет по волнам рассуждений, без потерь ценных знаний с борта корабля. Иосиф Бродский вскользь сам затрагивает эту тему: «кроме того, если бы сон считался жанром, его главным стили-стическим приемом служила бы, несомненно, непоследовательность. По крайней мере, в этом можно видеть оправдание просочившегося на эти страницы.»


Сам Бродский безудержный философ, как считаю я. Его язык и письмо невероятны. Иногда мне кажется, что читать его произведения про себя— кощунство. Его прекрасных слог становится еще восхитительней, когда звучит не в голове, а в воздухе вокруг.


«Набережная Неисцелимых»— сборник гениальных мыслей, гениального человека. Невероятно интересно изучать его философию. То как он видит время, искусство, историю, любовь к миру— достойно отдельной книги от литературных критиков, с доскональным разбором каждой детали. Когда читаешь и цепляешься за какую-то цитату, сожалеешь, что не додумался об этом сам. 


Восприятие воды Бродским— чудесное, достойное внимание. И приведу сейчас, ту самую мысль, после которой мне стало жаль, что она не возникла у меня в голове сама: «Ибо вода тоже хорал, и не в одном, а во многих отношениях. Это та же вода, что несла крестоносцев, купцов, мощи Св. Марка, турок, всевозможные грузы, военные и прогулочные суда и, самое главное— отражала тех, кто когда-либо жил, не говорю уже — бывал, в этом городе, всех, кто шел посуху или вброд по его улицам, как ты теперь.» Про отражение и воду размышлений в этом эссе сполна— не буду лишать удовольствия прочтения.


Джон Апдайк писал: "Эссе «Набережная неисцелимых» - это попытка превратить точку на глобусе в окно в мир универсальных переживаний, частный опыт хронического венецианского туриста - в кристалл, чьи грани отражали бы всю полноту жизни..." 


Почему же набережная принадлежит неисцелимым? Название набережной дал госпиталь и прилегающие к нему кварталы, в которых средневековый город содержал безнадежных больных, зараженных чумой. И когда эпидемия, унесшая тысячи жизней, отступила, выжившие жители Венеции соорудили в память об избавлении от напасти потрясающей красоты церковь - Санта Мария делла Салюте. Но помимо этого Бродский конечно еще вкладывает в это свой смысл— духовный. Ведь каждый человек, усиливший и ощутивший красоту Венеции в действительности— уже неисцелим, повержен этой красотой.

Красота для эссеиста тоже раскрывается по-своему. Возможно вы видели или слышали знаменитую цитату Бродского: «В те дни мы отождествляли стиль с сущностью, красоту с интеллектом». И эта фраза тоже из произведения «Набережная неисцелимых». Понимание красоты и его способностей— подробно и по-особенному раскрывает автор. 


Эта работа— рефлексия над вопросами человечества, мира, наших чувств, эмоций, настоящего, будущего и прошлого. Читая данное эссе сам себе отвечаешь на многие вопросы, задумываешься над тем, что никогда не приходило тебе в голову…


В январе 1996-го Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке, его похоронили там, но позднее прах поэта был перенесен в Венецию, на остров Сан Микеле. Бродский любил этот город, много лет подряд прилетал сюда зимой из Нью-Йорка во время рождественских каникул. Он посвятил Венеции прекрасные стихи и одно из лучших своих эссе.