Больше рецензий

Казаркина Анастасия (AnastasiyaKazarkina)

Эксперт

Улитошный Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2023 г. 20:48

1K

5 Грехи других судить Вы так усердно рветесь...(с)

Комедия, за которую Мольера чуть не сожгли. И если рассматривать её с точки зрения власть предержащих, есть за что.

В первой редакции пьесы Тартюф был священнослужителем. Мыслимо ли это? Бросить такую тень( хотя вернее было бы - так ярко осветить) на истинные мотивы духовенства? Образ Тартюфа и его способ мошенничества списан с прямых действий тогдашнего религиозного "Общества святых даров", которому, к слову сказать, покровительствовала мать правящего на тот момент Людовика Четырнадцатого. А вот эта вскользь упомянутая дама преклонных лет, что нет святее и почтенней на земле, Оранта, к слову?)), да и сама госпожа Пернель, ммм? Не легкий ли намёк на консервативную королеву-мать, нехило погулявшую в дни своей прекрасной юности? Пьесу запретили, немудрено.

Далее ещё интереснее. Мольер пьесу переписывает. Во второй редакции Тартюф по воле автора лишается духовного звания. И перед зрителем предстаёт в образе светского человека, лицемерного морализатора, непреклонного ханжи. Однако, добавленная в произведение дочь Оргона не даёт далеко уйти Панюльфу(так теперь зовут Тартюфа) от намёка на отношение к духовенству. В одном из диалогов, желающему жениться на дочери своего благодетеля, Панюльфу был задан вопрос касательно усмирения плоти как препятствие к женитьбе. Вопрос, который светскому человеку, даже сверх религиозному, вряд-ли может быть задан. Неудивительно, что формальное "снятие" с Панюльфа духовного звания никого не обмануло. Кроме того, делая своего героя светским человеком, автор наделяет его знакомствами в высших сферах судебной и правительственной системах. На столь тонкий лёд мог ступить только тот, кто был абсолютно уверен в том, что действующий монарх к нему благоволит. Мольер меняет так же и концовку пьесы, весь коварный, злобный, отвратительный замысел Пантюльфа и нечистого на руку судебного пристава открывает сам Его Величество). Церковь по-прежнему против столь возмутительной сатиры.

Мольер ещё раз переделывает пьесу. Забрасывает венценосного поклонника своего таланта письмами, объясняет, что высмеивает не благовоспитанность в целом, не поборников нравственности, а лишь тех, кто прикидывается таковым, совершая при этом поступки прямо противоположные своим нравоучениям.

Пьесе дали жить, Мольера не сожгли и даже от церкви не отлучили. И у нас есть возможность ей насладиться.

пьеса прочитана благодаря разыгранному мне совету в Поэтическом мобе февраля Поэтической гостиной