Больше рецензий

Victory81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2014 г. 12:15

757

5

Итак, мой читательский год начался довольно интересно. Во-первых, я прочитала хорошую книгу. Во-вторых, я получила весьма ощутимый щелчок по своему снобистскому литературному носу. Потому что написал эту хорошую книгу автор, от которого я свой избалованный нос презрительно воротила. И если бы не блестящий отзыв уважаемого мною рецензента, то книга вряд ли бы попала в мои заносчивые руки. И я бы потеряла несколько совершенно замечательных вечеров увлекательного чтения. Речь идет о новой художественной книге Элизабет Гилберт, автора набившего оскомину опуса «Ешь, молись, люби».Невероятно, но факт: Элизабет Гилберт удалось написать очень добротный роман в лучших традициях литературы ХIХ века. Для начала, я советую вам избавиться от стереотипов и постараться забыть о прошлом послужном списке автора. Форма и содержание новой книги не имеет ничего общего с «Ешь, молись, люби».

Маленькое лирически-патетическое отступление. Мы иногда забываем, что владение пером – это не только дар Божий. Это профессия, в которой можно и нужно развиваться, совершенствоваться, искать и вырабатывать свой стиль, оттачивать свое мастерство. Опасно навешивать на писателей безапелляционные ярлыки. Случай Гилберт - наглядная демонстрация, что можно прославиться продуктом массового потребления, а потом вдруг написать умную, изящную и очень искреннюю книгу о беззаветной любви к науке в «додарвиновкую» эпоху. Не знаю, какая муха укусила Элизабет Гилберт, но в свою работу она точно вложила всю душу, и возможно весь лимит творческого потенциала. И вышла на совершенно новый писательский уровень крепкого романиста.
«Происхождение всех вещей» - отлично придуманная и очень хорошо рассказанная история. В центре неторопливого, но совершенно не занудного повествования судьба ученого-ботаника Альмы Уиттакер. Начинается роман в конце XVIII века с жизнеописания Генри Уттакера, отца Альмы, авантюриста и талантливого дельца, которому удалось пройти тернистый путь от нищего сына придворного садовника в королевском ботаническом саду Кью до самого богатого человека в Филадельфии. Далее, с рождением Альмы в 1800 году мы проживаем с этой незаурядной женщиной практически, день за днем, весь девятнадцатый век. Как и любая человеческая история длинною в жизнь, история Альмы обыкновенна и удивительна одновременно. Она причудливо сплетена из житейских страданий и переживаний, неожиданных вывертов судьбы и величайших научных открытий века. Жизнь и судьба Альмы – маленький, цветной осколок мозаики, по которому мы можем представить яркое и необъятное полотно целой эпохи. Женщина-ученый Альма Уиттакер – плод воображения Элизабет Гилберт, но исторические события и открытия, детали быта и приметы времени от ночных горшков до аболиционизма, имена великих ученых и первооткрывателей от Кука до Чарльза Дарвина реальны и выписаны автором мастерски точно и достоверно. А все, что касается ботаники и растений перенесено на бумагу с такой трепетной любовью и вниманием, что дух захватывает от красок и ароматов. В жизни бы не поверила, что буду с таким увлечением читать про перемещение колонии мхов!

На самом деле я могу долго перечислять достоинства книги. Поверьте, их много. Но лучше прочитать «Происхождение всех вещей» самим. На фоне современной литературы, когда авторы яростно соревнуются в выпрыгивании из штанов не на жизнь, а насмерть, «Происхождения всех вещей» занимает почетную нишу «просто хорошей книги для души». И если выбирать, то главным достоинством для меня стало, что Элизабет Гилберт поймала дыхание времени и особые ритм и пульс девятнадцатого века, но не скатилась до простой стилизации. В книге нет суеты, нервозности и рефлексий наших дней, но есть внимательный и особый взгляд в давно ушедшие времена. Роман объемный, но читается на одном дыхании. Текст плавный, не перегружен научными описаниями и терминами, но и не упрощен до примитива. Автору удалось соблюсти золотую середину между достоверностью исторического исследования и увлекательностью художественного вымысла. Элизабет Гилберт рассказывает свою историю живым, легким и очень лаконичным языком. Есть шероховатости, спорные и неоднозначные моменты, но некоторые сцены просто невероятно хороши именно с художественной точки зрения. Меня совершенно покорили сцена спектакля, в котором воссоздается модель Вселенной и люди выступают в роли небесных тел, и просто блестящая сцена знакомства Роджера и Диса ван Девендера. В целом, это очень душевная и жизнеутверждающая книга. После прочтения остается ощущение внутреннего тепла, как после неторопливой, увлекательной и содержательной беседы с умным и приятным человеком. С таким компаньоном чертовски приятно начинать новый год и новую страницу своей жизни.

Комментарии


Отлично написали. :) Я тоже была удивлена, насколько хорошей получилась книга - в меру увлекательная, в меру спокойно-размыслительная, в духе эпохи. Вот ещё один аргумент в пользу того, чтобы давать авторам второй шанс.
И плюс много за модель Вселенной - меня этот момент больше всего восхитил.


Спасибо! Без вашей рецензии, возможно я бы и не рискнула взяться за роман.:)
Сцена со Вселенной, как роскошная сцена из красочного кинофильма. Интересно, автор саму идею такого спектакля выдумала или где-то вычитала и использовала?
Я очень рада, что не прошла мимо этой книги. Она действительно Гилберт удалась!


Меня в свою очередь сподвигла lessthanone50 . :))

Роман вообще кинематографичен в хорошем смысле этого слова (обычно я им скорее ругаюсь). Сильно удивлюсь, если через какое-то время не появится фильм. Если не пожалеть денег и не коверкать акценты, может получиться нечто весьма и весьма достойное.
А в сцену со Вселенной я просто влюбилась. Перечитывала подряд несколько раз - настолько ярко и красиво. Наверное, именно в этот момент книга перешла для меня на совершенно новый уровень. Если Гилберт сама до этого додумалась - я просто в восхищении.


У нас прямо целая цепочка рекомендаций получилась, теперь вот я от этой книги в восторге :)