Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2023 г. 21:26

12K

5 О чем молчит Алкеста?

“Безмолвный пациент” стал для самым настоящим сюрпризом: я не ожидала, что банальный детективный триллер обернется такой запоминающейся историей.Обычно книги такого формата я читаю и тут же забываю все детали и подробности, но уверена, что история Тео Фабера и Алисии Беренсон еще долго не сотрется из моей памяти.

Уже с самого начала роман выглядит многообещающе: если просто убийством искушенного в детективах читателя не удивить, то молчание убийцы оказывается весьма нетривиальной и любопытной деталью, стимулирующей читательское воображение. Знать убийцу, но не знать мотив - это, наверное, еще более мучительно, чем не знать вообще ничего.

Главный герой, психотерапевт Тео Фабер, настолько зачарован этой неразгаданной загадкой и самой личностью преступницы, что при первой же возможности переводится в больницу, в которой на принудительном лечении находится Алисия Беренсон. Стремясь помочь своей пациентке, Тео не замечает, как над его собственной головой сгущаются грозовые тучи…

Что мне больше всего понравилось в этом романе - это обилие психологии на его страницах. Автор отлично продемонстрировал на примере своих героев, как детские психотравмы могут сказаться на всей будущей жизни человека, как причудливо ведет себя психика, пытаясь справиться с горем и утратой, как мы обманываем самих себя, в надежде скрыться от боли…

В сюжет романа изящно вплетен древнегреческий миф об Алкесте, которая согласилась пожертвовать своей жизнью ради любимого мужа Адмета. Впоследствии ее удалось вернуть из царства мертвых, но с тех пор она не проронила ни слова. Неспроста Алисия подписывает свою последнюю картину именем “Алкесты” - именно здесь стоит провести параллели для раскрытия тайны.

В этой книге много боли. Сперва она виднеется еле-еле сквозь возведенные стены молчания и притворства, но чем ближе к финалу романа, тем все ярче и отчетливее сквозит эта боль в каждом из главных героев.

Да, Тео ничуть не менее Алисии травмирован своими непростыми отношениями с отцом в детстве.

“Тогда я еще не знал этого, но было уже поздно: образ отца прочно засел внутри меня. Я внедрил его в себя, спрятав в области бессознательного. Куда бы я ни бежал, я нес его с собой. В голове звучал адский, неумолимый хор из размноженных голосов отца: «Бестолочь! Позор! Ничтожество!»”

В этом случае человеку не остается ничего, кроме психотерапии - только она способна исцелить человека с глубоко раненной душой. Сеансы психотерапии с Рут, описываемые Тео Фабером - одни из немногих эпизодов в книге, которые греют душу. Как все-таки важно, чтобы рядом был хоть один человек, рядом с которым ты чувствуешь себя в безопасности, от которого исходит эмпатия и поддержка. Для Тео таким человеком становится Рут.

Неудивителен и его выбор профессии: “Настоящая причина, по которой я ввязался в психотерапию, была сугубо эгоистическая. Я хотел помочь самому себе. Уверен, большинство из тех, кто связал свою жизнь с лечением душевнобольных, пришли в профессию примерно так же. Она притягивает нас потому, что мы сами надломлены. И тогда изучение психологии становится попыткой излечить себя. Осознанной или неосознанной попыткой – это уже другой вопрос”.

А что же наша молчунья? В ее прошлом тоже много травматичного опыта, который в итоге привел ее к пограничному расстройству личности и параноидальным наклонностям. Самый болезненный и тяжелый момент всей книги - история из детства, связанная с отцом. Слова Алисии “он убил меня” не выражают и сотой доли того, что почувствовала маленькая девочка, подслушав разговор отца с тетей. Каково это - быть преданной и отвергнутой единственным оставшимся у тебя близким человеком?

“Ещё когда я поднималась на холм, на глаза навернулись слезы. Я плакала не по матери, и не по себе, и даже не по тому несчастному бездомному. Я оплакивала всех нас. Вокруг столько боли, а мы просто закрываем на это глаза... “

Прием, который использует писатель для усиления эффекта от неожиданной развязки далеко не нов - лавры первенства здесь принадлежат королеве детектива Агате Кристи, но тем не менее, не могу не признать - вышло чрезвычайно эффектно и очень подходяще к атмосфере романа.

Но тем не менее, даже несмотря на то, что я всегда ценю в триллерах выше всего увлекательность сюжета и неожиданность развязки, “Безмолвный пациент” запомнится мне совсем другим: болью, одиночеством и отчаянием.

“Внезапно мое сердце сжалось от пронзительной тоски. Мне стало очень жаль Алисию и подобных ей. Я жалел всех нас – израненных и потерянных”.