Больше рецензий

7 января 2014 г. 17:53

250

2

"Мастер современного рассказа" не оправдала моих ожиданий. Очень обидно за Мураками - сначала галюциногенный реализм Мо Яня, сейчас "канадский Чехов", и Нобелевская премия, словно по волшебству злого колдуна, теряет свой вес, обретая все больше схожих черт с местечковым конкурсом, где победа - дело не таланта, но принадлежности. Принадлежности к определенной национальности, с нужными ценностями, правильной биографией и идеологией. Если писатель коммерчески успешен или политизирован, всё, на что он может рассчитывать, это деньги, слава или скандал. Если же он пишет милые заметки о маленькой забитой деревеньке и о жизни "простого народа" и как им всем нелегко живется, да еще будучи гражданином правильной страны, шансы на Нобель резко повышаются.
Рассказы из последней книги (автор заявила, что дальше продолжать писать не планирует) как раз на эту тему. Это небольшие зарисовки о жителях ферм и провинциальных городков Онтарио, откуда Элис родом, о непростых семейных отношениях; частично они автобиографичны. Далее кратко о каждом рассказе из книги:

"To reach Japan"
Грета - воплощение стереотипа типичного творческого человека. Будучи женой и матерью маленькой Кэти, она к тому же еще и поэтесса. Пока, правда, непризнанная в писательском кругу. Супружеская жизнь героини находится в полном штиле и не приносит ей удовлетворения; ее муж слишком приземленный, чтобы разделить порывы ее души. Своей ролью матери она тоже не удовлетворена (оставив свою дочь без присмотра для любовных утех в соседнем купе поезда, она с трудом находит ее на прицепе между двумя вагонами). В пункте назначения их встречает уже другой мужчина (!!!).
Мой мозг отказывается воспринимать гениальность этого произведения.

"Amundsen"
Вивьен принимает приглашение на работу учителя в живописной местности под названием Амундсен. Приглашение довольно необычное, ведь преподавать ей предстоит в санатории для детей, больных туберкулезом. И вот она сидит на платформе, ожидая своего поезда и вдыхая запах сырого мяса (Одна из причин, по которой автор получила признание - это такая вот детализация сюжета, благодаря которому читателю нужно проникнуться и уловить этот запах также, так сказать влиться в рассказ).

"Leaving Maverley"
В центре повествования снова жители маленького канадского городка с их проблемами: поверхностная Ли, при первой возможности сбежавшая из дома от религиозного фанатика-отца, и полицейский Рэй, работающий по ночам, чтобы днем ухаживать за своей больной женой. Их жизненные пути в какой-то момент пересекаются, расходятся, чтобы сойтись вновь под влиянием пережитого чувства потери.

"Gravel"
Рассказ, который понравился мне больше всего.
Во-первых, приемом возврата в прошлое. Героиня, будучи уже взрослой, рассказывает об истории из детства. Местами это больше похоже на попытку выговориться, попытаться избавиться от чувства вины за произошедшее несчастье.
Во-вторых, сюжет, несмотря на то, что не выбивался за рамки стандартов автора, сумел продержать мой интерес до конца, порадовав окончанием.

"Haven"
История из 70-х о патриархате в семье, где дом для мужчины – это королевство с его безграничной властью, где единственная задача жены – создавать рай для своего мужчины.

"Pride"
Рассказ о странных платонических отношениях между парнем с заячьей губой и дочкой разорившегося банкира. У каждого из них свой повод для гордости: у нее – радоваться жизни вопреки тому, что благосостояние катится по наклонной, у него – принимать себя таким, каков он есть, получая удовольствие от занимаемой им ниши в обществе, которое косо смотрит на людей с дефектами.

"Corrie"
Зарисовка об интрижке между женатым мужчиной, не обремененным моральными принципами, и богатой хромоножкой, готовой за эту измену платить третьему лицу, прознавшему об их секрете. Все довольны, всем хорошо.

"Train"
Рассказ о трусости, подлости человеческой натуры в повседневных ситуациях. Джексон, возвращаясь с войны, предпочитает выпрыгнуть из поезда, чем встретиться с девушкой, которая ждет его возвращения. Человек, наверняка немало повидавший, сражаясь во Второй мировой, не может найти в себе силы объясниться со своей невестой. Однажды заняв такую малодушную позицию, герой снова воспользуется поездом, едва ситуация выйдет за рамки его комфорта.

"In sight of the lake"
Еще одна история, которая пришлась мне по душе. В центре сюжета пожилая дама, Нэнси, с явными признаками деменции; ход событий, описанный ее глазами, заканчивается эффектной сценой, которая приводит в замешательство по поводу того, что из вышепрочитанного было на самом деле, а что –только игра памяти бедной женщины.

"Dolly"
Рассказ о торжестве жизни над смертью – когда пара за малым не кончает жизнь самоубийством (причина отсрочки в возрасте женщины, ей всего 71, решено подождать до ее 75-летия), жизнь доказывает, что еще может преподносить сюрпризы и проверить на прочность их чувства.

Последние четыре рассказа автор выделила в отдельную группу под названием "Finale"; объединяет их автобиографичность сюжетов. "The eye" повествует о периоде, когда отношения с матерью пятилетней Элис претерпевают изменения в связи с ожиданием еще одного ребенка в семье; "Night" о борьбе маленькой Элис с желанием навредить своей сестре как проявлением подсознательной тяги к разрушению, которая живет в человеке. "Voices" описывает впечатления девочки от того, с какой нежностью в голосе мужчина может обращаться к женщине (незначительная сцена между взрослыми, подслушанная на танцах, долго оставалась предметом мечтаний для нее). "Dear life", последний рассказ, описывает местность, в которой росла автор, ее школьные годы, соседей – весь тот мир, который вдохновил ее на сочинение вот таких историй о "маленьких людях".