Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

4 февраля 2023 г. 19:40

2K

4.5 Ничто не ново под луной

Нет, никак не могу взять в толк, почему книга называется "Американская трагедия". То есть, с трагедией все понятно, но ничего уникально американского в ней нет, равно нет в ней и каких-то примет времени. События, о которых рассказывает Теодор Драйзер, могли произойти в любой стране и в любое время. Юноша крутит любовь с девушкой, потом влюбляется в другую. Первая уже надоела, вторая прельщает новизной. Первая - бедна и бесперспективна, вторая - богата, хороша собой, и будущее с ней сулит золотые горы. Все так обыденно, все так печально. Первая настаивает на законном браке, а жениться хочется на второй. Выбор очевиден, главное претворить свою мечту в жизнь. И главный герой романа, бедный родственник по имени Клайд Гриффитс, готов на все ради осуществления своей мечты. На что же он готов?

Это могло случиться в Древнем Египте, это может случиться на соседней улице. Деньги часто перевешивают любовь, да и любить проще богатых и здоровых, а не бедных и больных. Поэтому я Клайда если не приняла, то поняла отлично. Кому не хочется разъезжать в лимузине и пить шампанское вместо того, чтобы вкалывать на фабрике от зари до зари? В принципе, в стремлениях Клайда разбогатеть, сделать карьеру, возвыситься так или иначе, нет ничего дурного. Это вполне естественные желания для нормального человека. И не секрет, что при восхождении по социальной лестнице порой приходится переступать через что-то или кого-то. Такова жизнь, увы, и я сильно сомневаюсь, что представители высшего общества, в которое так стремился наш юный герой и которое от него в сложный момент отвернулось, были уж такие белые и пушистые. Не бывает больших состояний, нажитых исключительно высоконравственным и законопослушным путем. Тут главное не попасться. Главное преступление Клайда именно в том, что он попался. Выйди он сухим из воды почти в прямом смысле, то весь мир лежал бы у его ног. Наверное. Фишечка книги еще и в том, что мы понятия не имеем, что бы было, если б Клайд не попался. Никаких стопроцентных гарантий успеха у него не было, лишь обещания взбалмошной девчонки, которая привыкла жить легко, получать все, что хочет, и которая сегодня любит, а завтра нет. Кто знает, может быть через пару недель она бы охладела к Клайду и переключилась бы на другого, и все его старания были бы напрасны. Этого мы не узнаем. Шанс у него был, и он решил им воспользоваться, но так как человеком он был весьма недалеким, то вышло, что вышло.

"Американская трагедия" второй мой роман у Драйзера, и здесь меня покорила психологическая прорисовка персонажей. Нет, ни один человек в этой истории мне не понравлся, все вышли довольно ущербными, глупыми и эгоистичными, но, боже мой, какими живыми! Я ни секунды не сомневалась в описанном развитии событий, так как оно отталкивалось от характеров героев и их образа мыслей. Они просто не могли действовать иначе. Это именно тот случай, когда автор не подталкивает своих персонажей, словно заводных кукол, а позволяет им жить своей жизнью, и у них это отлично получается. Ладно, хреново, на самом деле, получается. В смысле, результат их действий оставляет желать, ну так мы и не про розовопонию читаем. Кстати, именно аромат розовых пони, отчетливо слышимый в финале, помешал мне когда-то проникнуться "Сестрой Керри" того же автора. Впрочем, пока создается впечатление, что финалы - это слабое место у Драйзера. Они у него какие-то душеспасительные получаются. Хотя эпилог в "Американской трагедии" мне понравился.

Подводя итог, скажу, что Драйзер - крутой классический американский писатель, вобравший все самое лучшее от классики и от Америки. Любопытно то, что его героями становятся люди неприятные, но это не карикатурные злодеи, а простые обыватели, такие же, как мы с вами. И трагедия действительно может случиться по соседству.