Больше рецензий

Erika_Lik

Эксперт

Императрица несерьезных книг

4 февраля 2023 г. 18:58

2K

3.5 В своем чертоге в Р'льехе мертвый Ктулху грезит и ждет (с)

" - Критикуешь? Прочитай!" - то самое, наверное, что сподвигло-таки меня на знакомство с легендарным и ужасным Лавкрафтом. И не скажу, что неудачно, вполне себе интересная фантазия, имеющая место быть, которая временами даже увлекала, но вот тот самый жанровый "лавкрафтианский хоррор" я не оценила до конца [не оставляю надежд, что возможно, когда-то еще и вернусь к нему, по пока, очевидно, время еще не пришло].
Мистика, ужас, невиданные фантастические чудовища и боги, даже культы - это прекрасно, но логику и скепсис, которые еще в предисловии к изданию советовали "сдать в гардероб", дабы полностью раскрыть сознание перед входом в "царство вымысла", отключить не удалось. Мне хотелось разбираться и понимать: в сущности, предпосылках, действиях и описываемых случаях, да даже в тех самых космических древних пришельцах, но тщетно..

Книга состоит из трех связанных между собой частей, раскрывающие с разных сторон и от разных лиц по факту один и тот же феномен, происходящий в разных частях света с людьми тонкой душевной организации, попытки осознать и разобраться в нем. Сквозным героем, который идет по следу, соединяя кусочки головоломки, является Френсис Терстон, получивший в наследство от своего двоюродного дедушки кучу ящиков, в одном из которых таилась загадка, разгадка которой стоила последнему жизни. Конечно же, остаться в стороне после такого невозможно, и герой, не видя преград, идет по следу.
Не стоит ожидать от истории даже мало-мальского намека на детективный ход - нет, все свидетели, знания, статьи, которые ведут его по ходу, просто волшебным образом оказываются на "ужасном" блюдечке с "омерзительной" каемочкой, ведь нагнать ужаса там, где в целом его и нет - теперь является целью. И, пожалуй, это еще один момент, который я не оценила. Постоянные гипертрофированные описания ужасов при их реальном отсутствии сработали со мной как с мальчиком, кричащим "Волки"; так что моменты жертвенных обрядов у костра и попыток сбежать на лодке от реальной опасности - прошли эмоционально мимо.
Я не оценила и ужасного пробудившегося монстра из глубин Тихого океана. И я тут не про его "ужасающую" внешность и мощь, а больше про его влияние и участие в сюжете. Пара абзацев, построенных на ощущениях, и одна сцена даже не сражения - это явно мало, чтобы прочувствовать ужас. Да, возможно, нужно делать скидку на время - все-таки сотня лет немалый срок, и то, что охватывало немым ужасом ранее, сейчас выглядит как обычная легенда и миф. С этой точки зрения, больший интерес вызывает сам мир Древних богов и мифология, как предмет для углубленного изучения, а в этой книге - познакомились, посмотрели и пошли дальше.

А вот, что мне понравилось, так это язык автора: красивый, богатый, могучий, метафоричный. В него нужно вчитываться вдумчиво, перечитывать и даже делиться, зачитывая слух, дабы хоть коллективным сознанием познать суть. Это не объяснить словами, это нужно просто видеть.
Ну и, конечно, невозможно обойти без внимания Франсуа Баранже и его творчество. Прекрасно, когда мечты исполняются, да еще и так искусно, создавая визуальную интерпретацию той необъяснимой неевклидовой геометрии и облекая в осознанные образы ощущения, должные быть переданными через строки рассказа. Как вишенка на тортике, делающим его вкуснее, понятнее, проще для обывательского взгляда и создающего какой-то параллельный кинематографичный рассказ.

Книгу прочла в рамках игры:
- Литературный турнир 2.0 и Покорители вершин. Тур №2 в клубе Читаем классику вместе