Больше рецензий

4 февраля 2023 г. 17:52

2K

2 «Уметь плюнуть — значит взглянуть в лицо самым трудным и опасным вызовам — и действовать». (с)

⠀⠀⠀Как же долго я обходила стороной книгу «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона, но вдруг захотелось все же попробовать — уж слишком долго она мелькает на главной странице Литреса. Хотелось как минимум понять, в чем ее популярность — как в России, так и во всем мире. Я всегда с сомнениями и скепсисом отношусь к книгам про личную мотивацию, психологию успеха, лидерство и так далее (ко всему этому относят эту книгу). Но так или иначе книга затрагивает психологию человека в целом, и поэтому мне показалось любопытном изучить ее. Однако я была неприятно удивлена, что именно эта сторона сможет стриггерить. А в конце будет один непрошенный совет для тех, кто решит прочитать книгу. Обо всем по порядку.
О чем эта книга?
⠀⠀⠀Марк Мэнсон — американский бизнесмен, публицист, блогер, автор популярных книг «Тонкое искусство пофигизма», «Всё хреново. Книга о надежде», «Мужские правила». Как минимум с 2007 года пишет про психологию, отношения, личностный рост, культуру в онлайн среде. И да, он еще автор многих онлайн-курсов. Он стал довольно известным автором книг благодаря «Тонкому искусству пофигизма». А в 2023 году даже планируется фильм про его жизнь от Universal Pictures. Можно сказать, Мэнсон точно преуспел. Он открыто признается, что он не типичный спец по самопомощи (наверное, он имеет в виду таких, как Ольга Примаченко), он даже противостоит многим общеизвестным постулатам. Такой бунтарь в сфере личностного роста, хотя его идеи, на самом деле, не новы.
⠀⠀⠀Как автор определяет цель своей книги? Все довольно просто: «Эта книга поможет, как обратить вашу боль в орудие, вашу травму — в силу, а ваши проблемы… в чуть более приятные проблемы». Звучит заманчиво, не так ли? То ли еще будет. А именно: «Эта книга научит вас отпускать и оставлять, а не получать и добиваться. Она научит вас охватить взглядом свою жизнь и убрать лишние тревоги… […]. Она научит вас меньше волноваться». Довольно амбициозно. Но автор явно этого не стесняется, и небольшая книга (электронная книга — 180 страниц) явно поможет вам решить все тревожные моменты (нет). Несмотря на мой скепсис, понимаю, что существуют разные запросы, которые приводят нас к таким книгам, и, возможно, случайный человек найдет нечто нужное в этой книге. Итак, что же предлагает нам автор и в чем проблемы этой книги.
«Эта книга не уменьшит ваши беды и проблемы. […] И к величию она не приведет, да и привести не может, поскольку величие – иллюзия ума, целиком надуманная цель и наша личная психологическая Атлантида».
⠀⠀⠀Мэнсон действительно бросает вызов современной культуре. Мы живем при культуре потребления, материального успеха, который тесно связан со счастливым состоянием. И автор считает, что мы слишком зациклены на «нереалистично позитивных ожиданиях»: хотим быть более счастливыми, здоровыми, лучше всех, умнее, быстрее и так далее. Автор правильно подчеркивает, что мы часто волнуемся настолько, что это превращается в порочный круг: мы тревожимся из-за того, что мы тревожимся. Поэтому одно из главных правил Мэнсона — это забота только о «подлинном, настоящем и живом». Автор считает, что нам всем нужно научиться наплевать — да, вот так, просто наплевать. Или же «послать все на фиг».
«И вот проблема. Наше общество на чудесах потребительской культуры и через социальные сети («глянь, как я круто живу») воспитало целое поколение людей, которое считает, что негативный опыт – тревога, страх, вина – ненормален».
⠀⠀⠀Какие еще правила и идеи формулирует Мэнсон? Для начала: «Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт. […]. Попытка избежать борьбы есть борьба». Иными словами, не бывает жизнь без боли, страдания и борьбы, условный буддизм, но очень поверхностный (к слову, Мэнсон считает Будду великим). Подчеркну, поверхностный буддизм. Как определить, что твоя проблема настолько важная, что можно переживать по поводу нее, а какая — несущественная, и на нее можно наплевать? «Эта книга поможет вам разобраться в том, что считать подлинно важным в жизни, а что — во вовсе неважным». Автор берет в свои руки власть и говорит за других о важности («Выберите, за что бороться»). Помню, как говорила Эдит Эгер по поводу психотерапии двух разных людей, с разными проблемами, которые явно отличаются друг от друга по масштабу. И тогда было сказано отлично: мы можем не знать, что стоит за каждой историей — там может скрываться настоящая боль. Так и с целями.
«Если я спрошу вас, чего вы хотите от жизни, а вы ответите, что хотите «быть счастливым, иметь хорошую семью и работу по душе», ваш ответ будет настолько не оригинален и предсказуем, что и особого смысла в нем не будет».
⠀⠀⠀Кроме того, автор утверждает, что мы уникальны, и с этим стоит смириться. У каждого есть свои проблемы, но, как пишет Мэнсон, следует признать, что с такими же проблемами могут сталкиваться и другие. Это действительно так, однако подобное легко отсылает на движение «Black Lives Matter», которому в противовес говорят «All Lives Matter». Иными словами, приравнивание своих проблем к другим не решит проблемы (но автор подчеркивает, что не умаляет проблем). И не сделает жизнь проще. Но мне понравился тезис Мэнсона о том, что мы должны принять свои недостатки, правильно использовать их, а не придумывать нечто новое, что вообще не похоже на нас.
«Зачастую осознание лишь этого факта – что в серьезности и болезненности ваших проблем нет ничего особенного – становится первым и важнейшим шагом к их решению».
⠀⠀⠀Автор также много рассуждает о «гнилых» ценностях (например, удовольствие), соотношении вины и ответственности, а также о моде на виктимность. В частности, Мэнсон говорит, что мы можем неправильно воспринимать ответственность или вину и начинаем перекладывать на других, а это неправильно.
«Учитесь жить с болью, которую выбрали. Вместе с новой ценностью вы выбираете для себя и новую форму боли. Дорожите ей. Смакуйте ее. Встречайте ее с распростертыми объятиями. А затем действуйте, невзирая на нее».
⠀⠀⠀Атеперь проблема первая. Если рассматривать общую структуру аргументации Мэнсона, то вы начнете замечать, как часто он обращается к неизвестным исследованиям («Исследования показывают», например). Что это за исследования? Необязательно указывать научную отсылку, все же книги по саморазвитию намного проще, чем типичные научные книги. Но как же удобно аргументировать свою мысль непонятными исследованиями. Можно структурировать аргументацию следующим образом, при этом не нагружая текст научностью: указать год и автора (даже без названия), или, наоборот, указать год и название. Это покажет как минимум экспертность автора, а как максимум повысит доверие к нему. Иногда Мэнсон обращается к конкретным цитатам или теориям — Фрейда, Аристотеля, Холидей (про СМИ и их влияние на эмоции). Но в большинстве случаев аргументация выглядела как пустословие. Например, мы страдаем, потому что это биологически полезно. Кто сказал, кто развил эту идею? Или же: «Эмоции появились в ходе эволюции…», — хотя бы про психологические теории можно немного написать, чтобы повысить экспертность. В противном случае это выглядит как типичные разговоры людей, которые постоянно ссылаются на природу человека, говоря, что мужчина — охотник, а удел женщины — заботиться.
«Мы страдаем по той простой причине, что страдание биологически полезно. С его помощью природа заставляет нас меняться. Такими нас создала эволюция: мы всегда живем с неудовлетворенностью и беспокойством, поскольку умеренно неудовлетворенное и беспокойное существо прилагает максимум усилий, чтобы создать новшества и выжить».
⠀⠀⠀Проблема вторая, которая скорее будет субъективной, но она может коснуться каждого. В книге есть такая глава, как «Как стать менее уверенным в себе». Общий посыл таков: не бойтесь самоанализа, он полезен. Но то, как излагает автор мысль, может довольно неприятно впечатлить. Задавать к себе вопросы — полезно, мы так узнаем себя, пытаемся понять свои действия и слова, но самоанализ может уйти в деструктивные мысли, которые будут усиливать тревожность, страхи и другие ощущения. И подвести к опасной черте. С этим нужно быть аккуратными. Если к этой книге обращаются люди с запросом на помощь, то подобные моменты могут быть даже опасными.
«А не ревную ли я? И если да, то почему? А не разозлился ли я? А что, если она права, а я лишь защищаю свое самолюбие? Подобные вопросы должны войти в умственную привычку. Во многих случаях само их возникновение делает нас более смиренными и сострадательными, что необходимо для решения множества проблем».
⠀⠀⠀Проблема третья. Постулат Мэнсона про боль довольна интересна, даже не нова, но работать с болью нужно аккуратно. И вообще не нужно во многих случаях, ее лучше всего избегать. Это не случай из педагогики и воспитания, когда ребенку нужно позволить сделать глупость, чтобы он осознал, как больно бывает. Боль бывает разной, и автор не так четко проводит стадии/этапы этой боли. Он просто считает, что боль неизбежна, что она бывает полезной, что без нее никак. А теперь представьте человека, который читает эту книгу, испытывает душевную боль (неважно по какой причине), которую надо прорабатывать. Что он будет испытывать дальше? Он может поверить, что боль — это нормально (то, о чем автор говорит, довольно понятно, но в момент слабости мы можем цепляться не за те слова, которые следует). А теперь конкретный случай про боль. Например, «Боль в качалке несет здоровье и приток сил». Мэнсон неоднократно повторяет мысль, что в спорте никак без боли. Только вот специалисты давно говорят, что боли как таковой не должно быть во время тренировки. Ценить такую боль нельзя, можно только навредить себе и своему телу.
«Люди хотят иметь хорошую фигуру. Но им ее не видать, если они не научатся рассчитывать калории и урезать себя в еде, ценить боль и физическое напряжение, часами выкладываясь в спортивном зале».
⠀⠀⠀Напоследок, размышление первое. В книге есть интересный момент — про визит Мэнсона в Санкт-Петербург в 2011 году. И его выводы даже удивили. Во многом он говорит довольно известные всем вещи, которые во многом уже представляют стереотипы. В частности, люди были грубыми и странными, никто не улыбался, зато все пили. А еще цитата ниже. Интересное наблюдение, не так ли? «Не делаете вид, что вам нравится то, что не нравится», — неужто? Посмотрите на стандартного офисного сотрудника. Он может говорить, что ему не нравится, но кому? Друзьям, коллегам, знакомым? Да. А начальнику? Единицы доходят до серьезного разговора с начальство. «Никаких лживых любезностей и расшаркиваний», — посмотрите на бюрократию, и все станет понятно. «Не улыбаетесь незнакомым людям», — а мне приятно видеть людей, которые улыбаются. И в Санкт-Петербурге часто встречала улыбающихся людей. Но больше всего удивляет его мысль о том, что в России ему нравится свобода, чем на Западе. «Возможность открыто говорить, что у меня на душе, не боясь последствий», — да, у нас меньше развита культура отмены, но сегодня попробуй так поступить. Сколько людей боится высказаться, потому что могут быть оштрафованы? Отличная свобода, не так ли? Но да, разное время, но в то время было очень сильное протестное движение.
«Русской культуре присуща грубость. Никаких лживых любезностей и расшаркиваний. Вы не улыбаетесь незнакомым людям и не делаете вид, что вам нравится то, что не нравится. В России, если человек видит глупость, он называет это глупостью».
⠀⠀⠀Размышление второе. Как итог идей Мэнсона. Очевидно, не так-то просто наплевать на все, как советует автор, и сказать себе, что все хреново, и снова наплевать. Многие люди работают с психологами со всеми темами, которые поднимает автор. Получается, они не могут просто взять и плюнуть, им нужна помощь и поддержка. Если бы все работало так, как пишет автор, то людям не нужны были бы психологи и такие коучи, как Мэнсон. Книга выглядит как отличная подводка к курсам автора, потому что практических советов в книге нет. Это просто мысли, которые легко будут восприниматься, но на практике применять будут единицы.
Выводы:
⠀⠀⠀В целом книга может показаться полезной, потому что она не повторяет общеизвестные постулаты саморазвития (хотя поспорить можно). Автор как настоящий бунтарь. Есть интересные мысли про проблемы, фокус внимания и культуру потребления. Однако такие книги, затрагивающие психологию человека (не его успех или лидерство), должны как минимум иметь дисклеймер: если вы чувствуете себя некомфортно, обратитесь к специалистам. Книга как явное противопоставление «НИ СЫ» Джен Синсеро. Почитайте «Нежно к себе» Ольга Примаченко или «Комфортную книгу» Мэтта Хейга, потом сравните с Марком Мэнсоном — и вы заметите существенную разницу в подаче. Да, сами посылы разные, и Мэнсон более груб (опять же, как бы он сказал, кто еще бы вам сказал правду). Но это не всегда правильно, особенно когда мы говорим про ментальное состояние человека. Эта книга довольно сильно стриггерила меня, потому что по некоторым темам я работаю со специалистом, и то, что я увидела, не совсем здорово для неподготовленного читателя. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? А вот и непрошенный совет: если вы понимаете, что хотите «отпускать и оставлять» и убрать лишние тревоги, лучше обратитесь к проверенному психологу, а не к этой книге.

Комментарии


Мне кажется, Мэнсон – отчаянный популист и классный маркетолог. Ну эдакий американский Лабковский) Он в общем-то говорит правильные вещи, но внутри них есть столько оговорок и частной специфики, что сказанными as they are они несут в себе больше рисков, чем НЕ сказанными. Ну тут уж каждый читатель сам за себя несёт ответственность – скажу я. Хоть меня и бесит, когда точно так же говорят популисты от психологии)))) Так что я полностью поддерживаю твою идею про дисклеймер.

Про популизм прям точно сказано) он на этом и выезжает, привлекая внимание общественности, плюс реально выглядит, будто хорошая реклама его онлайн-курсов, аля типичный инфобизнес.

Да, он говорит правильные вещи во многом, но обертка, увы, так себе. И аргументация, к сожалению, тоже. А так, любой может вещать подобное, будь у него/нее возможность))