Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

2 января 2014 г. 16:21

3K

5

Не скажу, что я за всю жизнь прочитала очень много испанской литературы, однако, есть в ней что-то интересным образом выделяющееся на общем фоне: взгляд, постоянно обращенный в прошлое, в историю, память о культурном наследии, отсюда идут все эти многочисленные исторические расследования и детективы, зацикленность на теме книг, интеллектуальных развлечений, религии, лейт-мотивом проходящих через все произведения. Будто бы каждый момент прошлого – это тайна, каждый предмет, дошедший из прошлого – это тайна, и тайну эту необходимо раскрыть, чтобы честно и без страха смотреть в будущее.
Перес-Реверте в этом плане не исключение. Пусть он и пишет массовые детективы, но зато в них подмешан такой интеллектуальный слой, что при всём желании не назовешь легкой литературой.

"Клуб Дюма" – это букинистический детектив, отрада для безумных книжников, коими многие из нас являются. Я недавно рассказывала о "Тени ветра" Сафона, где по сути ведется аналогичное расследование, но в отличие от Сафона, ориентированного на расследование писательских и читательских судеб, Реверте рассматривает книгу как предмет, судьбы людей важны лишь в той степени, в какой они способствуют продвижению дела. Книга – объект охоты, артефакт, за ней гоняются, ее ставят на полку, она сама по себе и загадка, и ключ к разгадке. Мне такое нравится куда больше.
Роман Реверте, в отличие от своей беспощадно кастрированной экранизации, "Девятых врат", состоит из двух непрерывно переплетающихся сюжетных линий: одно расследование посвящено рукописи Дюма, а другое – древнему трактату по оккультизму. Что вообще может связывать эти такие разные вещи? Главный герой, книжный детектив Лукас Корсо, тоже сперва думал, что ничего, но вокруг него закрутились такие загадочные события, что поневоле поверишь во что угодно. В фильме оставили линию с оккультным трактатом, но напихали в нее всё, что влезло, превратив события и героев в своих полных противоположностей. Хотя, наверное, если не знать, как было в оригинале, то смотрится на ура. Просто мне не нравится, что акцент пошел на откровенный мистицизм, превративший загадочность практически в фантастический боевик.
В книге же загадки остаются загадками. Я имею в виду не детективное расследование, естественно – нет, тут всё находит объяснение, четкое и интересное – а как раз те мистические и таинственные недосказанности, во множестве рассыпанные по тексту. Непонятно, имела ли место вся эта паранормальщина или народ нагонял атмосферу. Но это всё неважно – так, с недосказанностью и загадкой, даже лучше.

Корсо – продувная бестия с мордашкой неуклюжего кролика, персонаж до неприличия харизматичный, и книжная пыль ему вполне к лицу. Мы тут сидим, читаем масскульт, а кто-то охотится за средневековыми инкунабулами с готическим шрифтом и готов пойти на что угодно, чтобы добыть изгрызенный червями фолиант, покрытый застарелой плесенью. Гадость какая. Если честно, не понимаю я таких людей, но вот охота за книгами – дело интересное, пока не доходит до рукоприкладства.
И мы вместе с героем погрузимся в дебри раритетных библиотек, посмотрим на безумных коллекционеров, поубегаем от бандитов и разгадаем тайну, которой уже много сотен лет. Что такое на самом деле "Книга Девяти врат" и кого можно вызвать с ее помощью? Зачем современные люди копируют поступки персонажей Дюма? Чего ждать от странных девчонок, встречающихся у вас на пути?
А еще здесь скрыта одна из самых угарных постельных сцен, которые я могу припомнить. Пятнадцать минут расписывать метафорами наполеоновских битв то, как мужик не смог – это надо уметь!

Комментарии


Помню, мне понравилась фламандская доска этого автора, но вот браться за следующие произведения как-то боялась.
а вот после такой рецензии хочу-хочу, ибо звучит как я люблю прямо!
спасибо .


О, я сейчас как раз слушаю Доску) Но пока что она мне нравится меньше Клуба О_о
Интересных персонажей там нет. По крайней мере, уровня Лукаса


ну я не могу сказать что доска произвела на меня впечатление вау-вау, но понравилась и показалась приятной, а остального не читала у автора :%)


Лан, добьём - узнаем)))


Дель, а мне "Клуб" меньше прочих читанных вещей Реверте нравится. И герой не впечатлил тут особо. Другое дело та же "Фламандская доска", "Тайный меридиан" и, особенно, "Кожа для барабана". Правда, я у него все читала, слушать бы не стала. Слишком много у Реверте всего интересного.


Ты ж знаешь, что наши вкусы диаметрально противоположны)))


Ну тут ты загнула. даже чистая статистика: 77 совпадений с 81% сходства в оценках. Просто я ориентирована на классику, да.


Статистика не разбирается в тараканах)


Тоже открываю сейчас для себя этого автора, в целом - нравится. Кое-какие переборы-недоборы списываю на культурную специфику испанской литературы, с которой незнакома.
Спасибо за рецензию, эту книгу тоже хочу прочесть.


Хорошо, что напомнили о переборах, надо про это будет написать в следующей рецензии)
Мне автор, в принципе, тоже вполне понравился *жму руку*


А вы прочитайте еще его "Королеву Юга", она вообще прекрасна)


Может, когда-нибудь потом) Сейчас Испанию уже обсудили и скрипач Реверте больше не нужен)


Вот который раз убеждаюсь - сколько людей, столько мнений. К нас с Вами противоположные мнения об этой книге и Тени ветра. За отличную рецензию- спасибо!


Вы как Psyhea ))) Мы с ней полчаса препарировали всё это, но к выводу пришли лишь о том, что явление необъяснимо)


Ох, уже несколько лет на книжной полке пылится. Надо в Долгострой её пристроить)


А что, вариант)


Иначе никак загребущие ручки не дотянутся)


Больная тема, да +_+


Меня образ павшего Ангела в образе юной девушки впечатлил), и фраза в конце:

каждый получает такого дьявола, какого заслуживает.

Кстати, там так и не было сказано точно, кто она) А в фильме ее сделали какой-то ведьмой фуфу


Вот тоже подумываю подключиться к Долгострою с Реверте.
Кстати, просмотр фильма тоже откладывала все время, желая сначала прочитать книгу. Но если они очень разнятся, может стоит уже посмотреть? Тем более говорите не зная книги, пойдет на ура =)


Я фильм смотрела два раза) После него книга идет хорошо. А вот после книги фильм слегка фейспалмит


Спасибо за рецензию. А мне вот как раз" Фламандская Доска" больше всего понравилась. Правда, тут есть такой момент, что её я читал года четыре назад, а "Клуб Дюма" совсем недавно и сразу после Умберто Эко, поэтому показалась слабоватой. Так что, может, сейчас уже были бы другие впечатления и от "Доски".


Я, к стыду, до Эко никак не могу добраться. Он хорош?)


Он очень хорош. Причём как художественные, так и остальные. Он просто потрясающе эрудирован, и если поначалу это напрягает - местами сложно продираться через его знания, то потом просто упиваешься этим и после каждой книги появляется множество сфер, о которых хочется узнать больше. Моя любимая - Маятник Фуко, но начинать знакомство с ним, мне кажется, лучше с Имени Розы.
Я, на самом деле, настолько им проникся, что теперь, к сожалению, не могу получать прежнее удовольствие от Брауна и Реверте, кажется, что совсем разный масштаб.


Прекрасно)
А Браун, кстати, меня убил =_= В плохом смысле. То ли перевели не фонтан, то ли он сам не фонтан, кароче не фонтан