Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

31 января 2023 г. 01:33

245

2.5 Не лучше ли при жизни быть приличным челове-е-ком?

Этикет -- вещь несомненно полезная, он экономит мыслительные усилия и структурирует взаимодействие людей. К сожалению, Ольга Лукинова мало что нашла по этому поводу. Примерно 3/4 книги посвящены рассказам, как сделать тыкание в клавиши более продуктивным. Например, подробная инструкция по для начинающих пользователей google-документов со скриншотами едва ли имеет отношение к заявленной теме. Комментарии к картинкам там такие:

Выделите фрагмент текста, к которому хотите оставить комментарий, и нажмите Ctrl+Alt+M, появится окно для ввода комментария.

Ну да, этикетку к тексту таким образом приклеить можно, но при чём здесь этикет? Это вопрос.
Значительная часть книги посвящена тому, как не распугать клиентов (чтобы им можно было что-нибудь продать). Это тоже имеет примерно такое же отношение к этикету, как разведение кроликов -- к биологии.

Основная мысль похвальна:

в любом случае рекомендую вам придерживаться стандартных правил вежливости и приличия

Кроме прочего, мысль настолько же ценна, насколько и тривиальна, см. заголовок моего отзыва :)

В целом почитать это можно. Книга полна забавных случаев вроде такого:

«Однажды по работе мне дали контакт Гены. Я постеснялась называть незнакомого серьезного мужчину Геной и называла его Геннадием в переписке и по телефону. А примерно через год выяснилось, что он Генрих».

Действительно, смешно. Этому Гене надо было назваться Крокодилом. Через год выяснилось бы, что он Данди, а Крокодил -- прозвище.

Ну и кое-что полезное в книге есть. Например, что желательно соблюдать при общении одинаковую дистанцию. Этот принцип люди часто нарушают, например, начиная звать малознакомого собеседника на "ты" без предварительной договорённости.

— А простите... это ты... это вы... — он сбился, не зная, как обращаться к коту, на "ты" или на "вы", — вы — тот самый кот, что садились в трамвай?
— Я, — подтвердил польщенный кот и добавил: — Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят "ты", хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Поэтому лично я на страницах Лайвлиба общаюсь со всеми на "вы" -- чтобы не перепутать, кто как предпочитает.

Лично меня раздражают опечатки. Именно опечатки, которые торчат перпендикулярно странице, а не неожиданные запятые или школьные ошибки, которые любой автор вправе не заметить в собственном тексте. Если слова, заменённые невпопад электронным "советчиком" встречаются на каждой странице, значит, "писателю" было лень даже самому прочитать своё сочинение, а обо мне он вообще не думает. Это и есть неуважение лично ко мне.
Ольга Лукинова об этом тоже пишет, и это да, это несомненно относится к этикету -- и не к какому-то, а именно к цифровому.

Осталось неясным, что, по мнению автора, должен делать хозяин почтовой рассылки, если подписчик отрекомендовался как "111111111" или "Чудище Лесное". Пытаться выяснить, как человека зовут на самом деле? Считаю, что нет.
Сам я выступаю уже более 40 лет под "именем" sq, и за все эти годы ни разу не расстроился, если ко мне в начале письма обращаются "Dear sq", несмотря на то, что в конце моего письма -- того, на которое отвечали -- значится моё реальное имя.

В целом же я считаю, что в приличном обществе люди и общаются прилично. Так будем же общаться с людьми приличными а остальные пусть сдохнут.
Моя основная соцсеть -- Лайвлиб. В ней иногда встречаются хамы, но их исчезающее меньшинство. На их инсинуации можно вообще не отвечать, тогда они теряют интерес ко мне, и на этом всё заканчивается. Пару раз, когда хамство было уж совсем очевидным, я просил администрацию таких "пользователей" убить. Не знаю, убили их или нет, но и хрен с ними. Я их больше не вижу.
По-моему, традиции и обычаи Лайвлиба вполне можно положить в основу формирующегося прямо сегодня цифрового этикета.

Ну, а лучше руководство по этикету всех времён и народов, на мой взгляд, вот:

o-l.jpg
02:21

=========UPD 2023-3-4=========
Из комментариев вижу, что чрезвычайно неудачный отзыв написал. Я вовсе не имею в виду запятые или орфографические ошибки. Но если вместо слова "мультиканальный" программа подставит "мультик анальный" и если такое случается с кем-то
по десять раз на дню,
мне сама собой придёт в голову мысль, что что-то не так с его
картофелем -- на корню.
А английском есть аналог обращениям на "ты/вы". Они выражают это разным построением фраз, использованием личных имён и фамилий и т.п. Даже интонация идёт в ход.
В русском языке для этого есть "ты/вы". Полагаю, в в любом языке есть что-то своё. В конце концов мало кто общается с начальником на работе тем же языком, что со своим ребёнком дома -- хоть на русском языке, хоть на марсианском.
И когда все в компании на "ты" -- это не более чем внешнее ритуальное поведение. Прислушайтесь -- скоро поймёте, кто у них кто в иерархии и как это звучит :)
Уверен, что и языки "нового общения" со временем получат свои средства для всё того же :)

=========
Спасибо Morra за рекомендацию :)

Комментарии


Спасибо за мнение. :)
Книга, конечно, не открывает чего-то нового, но зато содержит набор каких-то базовых правил. Я очень много общаюсь в сети и веду занятия по деловой коммуникации - и, к сожалению, азы всё ещё нужно рассказывать на пальцах, поэтому Ольга Лукинова делает полезное дело.

Например, что желательно соблюдать при общении одинаковую дистанцию. Этот принцип люди часто нарушают, например, начиная звать малознакомого собеседника на "ты" без предварительной договорённости.

Я сталкиваюсь с этим постоянно. :))
Человеку передают твой контакт со всеми регалиями (кандидат наук, эксперт и прочие бла-бла), вы созваниваетесь и говорите на "вы" и по имени-отчеству, а потом какая-то информация пересылается в вайбере, где на фото ты выглядишь намного моложе, чем тебя представляли. И вуаля - в следующем разговоре отчество сразу опускается. :) Не скажу, что меня это сильно раздражает, но поведение некорректное.

Насчёт гугл-документов - соглашусь, что, на первый взгляд, это не столько про этикет, сколько про удобство коммуникации. Но в этом-то и состоит одна из функций этикета - сделать общение приятным и эффективным. :)


Этикет -- это нечто, касающееся большинства. Едва ли среди общающихся людей найдётся хоть 5% тех, кто совместно редактирует google-документы. Эта глава, да и многое другое, попало в книгу по единственной причине: если выбрать только то, что реально относится к этикету, останется страниц 20. На книгу не потянет.
Это всё первые шаги младенца. Цифровой этикет ещё сформируется в своё время -- лет через 10 или 100. Срок зависит от многих факторов, в том числе и от того, как нас будет бросать между полной свободой и таким же полным надзором со стороны Большого Брата :)


Есть же и специфические виды этикета, которые касаются относительно небольших групп. К примеру, профессиональный этикет в конкретной сфере или даже корпоративный этикет конкретной организации. К тому же, в отношении цифрового этикета знание технических нюансов является его составной частью. Гугл-док или формат файла - это то же самое, что палочки или бокал в столовом этикете. :)
По второму пункту частично не соглашусь. Как только появляется новый канал коммуникации, возникает потребность в "правилах игры". Первая книга по цифровому этикету была издана аж в 1994 году. Другой вопрос, что у нас по этим вопросам во многом ещё каменный век, тут, увы, согласна. Ну и этикет развивается, конечно. Не удивлюсь, если какие-то правила лет через 20 будут неактуальны.


Кстати, да... по работе, бывает... сходу, Наташ привет и ты-ты-ты... как к девочке, а эта девочка старше той тети лет на 10, да даже если младше... ну да ладно, клиент.
Хуже, когда клиент мужчина, вдруг... очень навязчив и это коробит и сильно... и звонить такому по делу не хочется, а надо... а он начнет пустое мне на уши вешать и не по работе, минут 10... зачем?

Если слова, заменённые невпопад электронным "советчиком" встречаются на каждой странице, значит, "писателю" было лень даже самому прочитать своё сочинение, а обо мне он вообще не думает.

Скажу за себя... бывает, но не потому что лень, а потому что быстро жму по кнопкам, а отправив перечитываю... борюсь с собой, но не всегда получается...
По поводу кнопок... был, давно уж, у меня телефон марки LG так вот - он у меня вис постоянно, из-за этой моей любви быстро-быстро перейти туда или туда) с самсунгом такого не случалось))


Комментарий ваш хорош, но я настаиваю: если человек пишет мне "быстро-быстро", то этим он показывает лично своё лично ко мне неуважение. Пусть уж лучше медленно-медленно ничего не пишет :)


Вы просто менее эмоциональны, наверное, и поэтому, вам проще... обходить сей "грех" стороной))
А про неуважение, это вы лихо)))
Тем, кого я люблю, так сказать в личной телефонной переписке я вообще могу 100 опечаток сделать на эмоциях))) а потом, слать исправленное со звездочкой)


Ваше мнение мне ясно. Осталось дождаться, что напишут о цифровом этикете лет через 20. У меня шансов, думаю, нет, так что прочитайте и за меня тоже :)


Ой, я такое редко читаю - вся надежда на вас!))


ЕБЖ


Наташ привет и ты-ты-ты

Наталья, пользуясь случаем, хочу извиниться перед вами. Где-то под какой-то рецензии я тоже сказал "Наташа" и "ты". Почему-то мне казалось, что мы переходили "на ты". Вы ответили "Евгений" (хотя даже мой ник намекает, что это лишнее).
Если когда-нибудь захотите перейти "на ты", вы знаете где меня найти :)


Не надо извиняться)))
Мы же не на работе))) и ты не мой клиент)))
тут - нормально))


А я иногда просто не замечаю автозамену, если слово поменялось на похожее, т.к. читаю текст как иероглифический, уже зная, что где должно быть ) эх, возьму на работу личного редактора, оплата визгами восторга)


Если речь об этикете, то главное не путать две вещи.
Одно дело, если не заметил. Совсем другое -- отослал не читая, и так делает постоянно :)


Больная тема.
Ошибок в русскоязычных текстах я делаю много.
Но в век продвинутых технологий я уже не могу использовать свою старую отмазку - мол, отучился всего семь классов. Орфографические ошибки в рецензиях я исправляю с помощью онлайн-редакторов, а вот с пунктуацией совсем беда. Тоже считаю, что в официальных текстах не проверить то, что легко проверить - это проявление неуважения. Но в общении с близкими, или неформальном общении можно не напрягаться :)
Вопрос только, где проходит граница?
Например на работе. Эл. почта требует большей редакции, а переписка по zoom, skype или внутренним мессанджерам - меньшей. Хотя люди те же.
Или здесь. Рецензии я проверяю (насколько могу), а комментарии нет.

И с обращением "на ты/вы" тяжело. Я всем по умолчанию говорю "вы" на всякий случай, поскольку как раз не знаю правил вашего этикета :)
На иврите или английском такой проблемы не существует. Но здесь на ЛЛ бывают и проколы - иногда мне помнится, что мы переходили на ты, а оказывается, что нет :)


Вижу, что чрезвычайно неудачный отзыв написал. Я вовсе не имею в виду запятые или орфографические ошибки. Но если вместо слова "мультиканальный" программа подставит "мультик анальный" и если такое случается с кем-то
по десять раз на дню,
мне сама собой придёт в голову мысль, что что-то не так с его
картофелем -- на корню.

А английском есть аналог обращениям на "ты/вы". Они выражают это разным построением фраз, использованием личных имён и фамилий и т.п. Даже интонация идёт в ход.
В русском языке для этого есть "ты/вы". Полагаю, в иврите есть что-то своё. В конце концов мало кто общается с начальником на работе тем же языком, что со своим ребёнком дома -- хоть на русском языке, хоть на марсианском.
И когда все в компании на "ты" -- это не более чем внешнее ритуальное поведение. Прислушайтесь -- скоро поймёте, кто у них кто в иерархии и как это звучит :)

Уверен, что и языки "нового общения" со временем получат свои средства для всё того же :)