Больше рецензий

28 декабря 2013 г. 22:07

107

4

Рецензия только на "Дагги-Тиц".
«Дагги-Тиц» — это звук, который издают ходики, найденные главным героем на помойке и собственноручно им починенные; а еще так зовут муху, которая любила на них сидеть, а потом умерла; собственно, с этой мухи, точнее, ее похорон, все и началось…» (из рецензии Л.Данилкина)
Это реалистичная повесть из жизни 10-летнего мальчика в годы нынешних буржуазно-демократических реформ.
Муха Дагги-Тиц, к которой он привязался, вынуждает задуматься о степени одиночества ребенка. Не помню, к сожалению, название фильма, в котором одну женщину посадили в Бастилию, в одиночку, и она там подружилась с крысой. А тут никакой Бастилии, и дружба с мухой… У героя книги одиночество более тотальное, чем у узницы средневековой крепости.
А часы-ходики говорят о том, сколько у него игрушек и какие они. Игрушек нет, но он сам находит себе, чем играть. У него свой ритм, свое время, и своя вселенная.
Замечательный мальчик: сейчас, когда именно «промывка мозгов» стала основным способом управления массами, ему « промыть мозги» невозможно. «Меня можно сломать, но играть на мне нельзя» - эти слова Гамлета выражают суть Иннокентия Гусева, главного персонажа «Дагги-Тиц».
Желающих сломать много. Так что основная проблема, и это очень серьезная, тяжелая проблема для каждого ребенка в наше время – не сломаться. Инки повезло. Он встретился с поддержкой в жизни. Но не каждому так везет, и пример Вяльчикова напоминает об этом.
Поддержку ему предложил Егошин, муж мамы, отчим Инки. Он сказал чудесные слова: «… Если… договоримся и решим, что все по правде, значит, так и есть…» Сразу вспомнился Лев Толстой: «Если плохие люди умеют прекрасно сговариваться, то хорошие должны научиться договариваться».
Крапивин пишет просто. Его часто упрекают в повторяемости характеров, выразительных средств, сюжетных ходов. Это произведение, одно из последних, сразу напомнило все предыдущие… У него ограниченный набор художественных приемов. Но неограниченный взгляд на жизнь. Так хорошо описать коррупцию и её социальную опасность, причем так понятно, что можно объяснять даже младшекласснику! Коррупция в «высших кругах» порождает равнодушие и беспринципность на среднем уровне, например среди учителей и милиционеров. И они начинают творить беззаконие поминутно. И вот как растущему человеку нравственно сформироваться в подобных условиях? Трудно, большую личную волю надо иметь, и запас удачи.
Тем более что очень трудно определиться со Злом. Что есть Зло? Хищник Молочный несёт, безусловно, зло. Но стоит его убрать, и носителем зла сразу станешь ты сам. Получится, что ты убрал не зло, а отдельного человечка, а его зло сразу перешло на тебя. Вот с такой этической проблемой столкнулся герой книги Инки. Предпочел, чтобы носителем Зла оставался Молочный…
Лично мне больше всего близко в Инки вот это: « Сложный и продуманный ритм движений передавался Вселенной: звездам, галактикам – всему, что называется мирозданием. Он, этот ритм, делал порядок мирового пространства более прочным и в то же время более живым, понятным для жителей всех планет… Впрочем, Инки не мог бы объяснить это словами. Но он чувствовал: так надо … И то, что Сим и Желька выступают теперь не ради него одного, а ради всего-всего мира, ничуть не огорчало Инки. Потому что и ради него тоже . Это как бы связывало Инки со Вселенной, и от такого чувства слегка замирала душа…» Это смешно, но подобное ощущение своей причастности всему миру и у меня было, поэтому людей, которые говорят, что, дескать, жить нужно своим мирком, я не понимаю. Но встретилось это ощущение вот только у Крапивина в «Дагги-Тиц». За что ему я очень благодарна.

Комментарии


Крапивин - мастер))